В качестве желательной идейной основы системы образования и воспитания теоретики и практики образования указывают на принципы гуманизма, а в современном образовании и воспитании рассматривают реализацию тенденции гуманизации и гуманитаризации образования.
У понятия «гуманизм» (от лат. humanus – человечный) существует несколько значений [1]. Гуманизм как мировоззрение включает ценности, получившие название общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и др.
Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра – человека. В гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом.
Понятие гуманность чаще рассматривается как психологическое понятие и определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования… реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи» [2]. Гуманность – это качество личности, представляющее собой совокупность ее нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное отношение к человеку как к высшей ценности.
В современной трактовке гуманизма акцент делается именно на целостное универсальное понимание человеческой личности – гармоническое развитие ее интеллектуального, духовно-нравственного и эстетического потенциала. Таким образом, с позиций гуманизма конечная цель образования и воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, существом, ответственным за происходящее в мире. Мера гуманизации образования и воспитания определяется тем, насколько они создают предпосылки для самореализации личности.
Тенденция гуманизации образования отражает полисубъектную сущность современного образовательного процесса. Гуманизацию образования в самом общем плане можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. При этом сущностью образовательного процесса становится достижение целенаправленного превращения социального опыта в опыт личный.
Но на уровне средней и высшей школы возникает проблема оценки уровня гуманизации образования и проблема методики оценивания степени формирования гуманности как компетенции личности.
Развитие личности возможно на основе овладения достижениями человеческой культуры, что напрямую зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. В этой связи самоопределение личности в контексте мировой культуры – стержневая линия гуманитаризации содержания образования, которая должна прослеживаться на всех уровнях образования – от средней школы к высшей школе.
Важной частью и средством гуманизации образования выступает его гуманитаризация, которая проявляется в целях, содержании, технологиях и формах образования, в системе управления образовательным процессом. Можно выделить два ее аспекта: 1. увеличение в содержании образования доли дисциплин о человеке и человечестве, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов (достигается в процессе построения учебного плана и определения содержания соответствующих учебных предметов); 2. улучшение качества преподавания гуманитарных предметов. Первый аспект связан с задачей гуманизации преподавания негуманитарных предметов. Ее можно решить путем выделения в каждом из них историко-культурологической компоненты для того, чтобы любой учебный курс реализовывал функцию формирования творческих способностей обучающихся, их духовной сферы, ценностных, гуманистических ориентаций.
Улучшение качества преподавания гуманитарных дисциплин актуально в связи с несколькими причинами. Среди которых: распространение прагматического отношения к изучаемому на фоне рыночного отношения к образованию; повышение роли неформального образования; неадекватность форм проверки и оценки достижений учащихся на основе требований новых образовательных стандартов.
Гуманитаризация как предпосылка гуманизации образования создает условия для овладения культурой, способствует формированию осознанной социальной принадлежности, ответственности за результаты своих действий.