Сегодня тот факт, что ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) уже не просто можно, а необходимо внедрять в педагогический процесс никто не подвергает сомнению. Но, к сожалению, часто использование инновационных методов на основе ИКТ не облегчает и оптимизирует учебную деятельность, а скорее перегружает и осложняет ее, приводя к разочарованиям и неудачам. Избежать подобных ошибок просто – методически обоснованное и целесообразное применение компьютерных средств обучения должно происходить с учетом и при наличии основополагающих условий успешной интеграции ИКТ в учебный процесс, а именно: технического оснащения вуза или школы; информационной образовательной среды вуза или школы, которая представляет собой единую систему компьютерных средств, программного обеспечения, обучающих баз данных, электронных обучающих и методических ресурсов, виртуальных образовательных сред и других элементов, реализующих информационные процессы; компьютерной безопасности процесса обучения; устойчивой мотивации педагога и обучающегося; информационно-коммуникационной компетенции педагога и обучающегося.
Что касается методической поддержки учебного процесса с использованием ИКТ, сейчас происходит процесс унификации, стандартизации и гармонизация требований к созданию и контролю результатов использования электронных образовательных ресурсов с международными ИКТ стандартами, разработка и апробация информационного обеспечения системы оценки качества профессионального образования, создание автоматизированной системы мониторинга программ опережающего обучения в Российской Федерации. Сегодня решается сложный вопрос, касающийся обеспечения безопасности учебного процесса с поддержкой ИКТ, в частности, происходит процесс обеспечения связности сегментов образовательной сети с фильтрацией доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания.
Мотивация как педагогов, так и обучающихся к использованию ИКТ в учебном процессе обуславливается прежде всего введением новых образовательных стандартов, на которые переходят высшие учебные заведения РФ в 2010–2011 гг. ИК компетенция обучающихся как интеграционная компетенция присутствует в проектах образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования, на уровне не только универсальных инструментальных и системных компетенций обучающихся, но и профессиональных компетенций.
Сущность ИК компетенции преподавателей специальных дисциплин рассматривается в проектах новых стандартов, разработанных на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ, как их профессиональная характеристика, отражающая применение ИКТ в профессиональной деятельности как для решения широкого круга педагогических задач, моделирования и конструирования образовательной деятельности, так и для формирования у обучающихся готовности к использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности.
Кроме того, согласно требованиям к общим условиям реализации новых образовательных программ, удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, должен составлять не менее 55 % аудиторных занятий, а занятия лекционного типа не могут составлять более 35 % аудиторных занятий. Выполнение этого требования возможно только при условии использования инновационных методов и форм обучения, основанных на формировании умений самостоятельно извлекать знания, а также на необходимости развития критического мышления обучающегося, его автономии. В учебном процессе должны применяться как новые формы учебной деятельности (интерактивные слайд-лекции, вебинары, семинарские занятия, основанные на динамической презентации материала, тренинги и компьютерные симуляции), так и новые типы заданий и упражнений – учебно-тренинговые задания; слайд-презентации; поисковые задания; специально ориентированные коммуникативные задания; групповые веб-проекты, телекоммуникационные дискуссии с участие специалистов из отечественных и зарубежных вузов и т.д.
Таким образом, наличие хрестоматийных условий успешной интеграции ИКТ и формирование электронных образовательных ресурсов налицо, за исключением очень важной составляющей процесса информатизации образования – наличия ИК компетенций педагогов. Совершенно очевидно, что необходимы качественно новые педагогические технологии, повышающие ИК компетенцию как педагогов, так и обучающихся в системе непрерывного образования, с учетом конкретизации требований профессиональных стандартов для всех уровней образования. Сегодня каждый регион предлагает собственную программу информатизации образования, предлагая программы повышения квалификации педагогических работников в области использования ИКТ в образовательном процессе. Но, к большому сожалению, несогласованность государственных и негосударственных программ, дублирование структур, решающих одинаковые задачи, игнорирование разработанной на основе международных стандартов в области ИКТ и новых образовательных стандартов высшей школы структуры ИК компетенций педагогов, разобщенность региональных структур повышения квалификации в сфере информатизации образования – все это приводит к торможению процесса формирования единого информационного образовательного пространства страны. Совершенно очевидно, что любая программа повышения квалификации педагогов в области ИКТ должна: опираться на разработанную на основе международных стандартов в области ИКТ, российских регламентирующих документов, а также новых образовательных стандартов высшей школы структуру ИК компетенций педагогов высшей школы; учитывать профили подготовки; быть практически ориентированной, то есть быть нацеленной не просто на передачу навыков и знаний, а на реальные изменения в обучении; помочь педагогу создать свою учебную интегрированную среду; обеспечивать мониторинг и профессиональное общение педагогам, проходившим курс, по вопросам обновления данной учебной виртуальной среды.
На основе анализа научно-методических разработок в области повышения квалификации педагогов в сфере информатизации в РФ и учета опыта зарубежных разработок в этой области можно выделить общие направления для существующих систем повышения квалификации преподавателей в области ИКТ. Они могут быть представлены двумя ступенями: «Базовые ИК компетенции педагогических кадров» и «Профессиональные ИК компетенции педагогических кадров». В каждой из ступеней предусматривается подготовка по нескольким профильным направления. Например, уровни Б и В могут быть представлены несколькими профильными направлениями: предметно-методический, дистанционно-методический, учебно-административный, медиатечный. Второй уровень В предполагает наличие продвинутой профессиональной компетенции, позволяющей педагогическим работникам заниматься вопросами проектирования виртуального учебного пространства на базе ИОС учебного заведения.
На основе учета всего вышесказанного, а также базируясь на уже созданных курсах для повышения ИК компетенции педагогов в РФ и за рубежом, на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ были разработаны дистанционные курсы: «ИКТ в преподавании иностранных языков», предназначенный для развития профессиональной ИК компетенции педагогов, уровень Б, профиль подготовки предметнo-методический, а также курс «Мобильные технологии в преподавание иностранных языков», предназначенный для развития продвинутой профессиональной ИК компетенции педагогов, уровень В, профиль подготовки предметнo-методический.
Данные уровни ИК компетенции преподавателя иностранных языков предполагают знания о:
— педагогических технологиях, используемых в обучении иностранным языкам с применением ИКТ;
— психолого-педагогических подходах к исследованию проблемы обучения с применением ИКТ;
— достижениях в области ИКТ, возможностях их использования в образовательном процессе, в научно-исследовательской сфере;
— дидактических основах применения информационных ресурсов в учебном процессе;
— требованиях к созданию и применению ЭОР (электронных обучающих ресурсов);
— принципах критической оценки ЭОР, созданных профессионалами в области преподавания иностранных языков;
— существующих стандартах и форматах ЭОР;
— дидактических возможностях и функциях сервисов Веб 2.0, а именно – блога, подкаста, микроблога, приложений Гугл, технологии вики;
— методических основах создания динамической программы, ее видов, принципов создания, структуры;
— методических основах внедрения технологии веб-проектов и е-портфолио;
— дидактических возможностях, предоставляемых базой системы управления «Joomla!» и т.д.
Особое значение приобретают представление об ИКТ как инструменте исследовательской деятельности, так как преподаватель высшей школы должен владеть как представлениями о возможностях ИКТ в предметной области, так и об их педагогических/образовательных потенциалах, поэтому ядро педагогических ИК компетенций описывается через набор необходимых преподавателю умений и навыков.
Таким образом, в свете принятия новых ФГОСов и образовательной активности преподавателей в области информатизации образования в системе повышения квалификации сформировались условия, способствующие воспитанию педагогических кадров школы и вуза, уровень ИК компетенции которых должен соответствовать требованиям современного этапа образования.