Психолог в школе: вчера, сегодня, завтра

д.психол.н., профессор, зав. кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии, МГУ

Школа была и остается одной из основных сфер приложения психологами своих профессиональных возможностей. Подавляющее  большинство ведущих отечественных психологов видели в школьных реалиях как великолепное проблемное поле, так и своего рода «пробный камень», на котором можно было и оттачивать уже выдвинутые теоретические положения, и усматривать новые, прежде не возникавшие вопросы. Российские (советские) психологи вернулись в школу после разгрома нашей науки, последовавшего за известным Постановлением ЦК ВКПб от 5 июля 1936 года, сначала как ученые-исследователи. Лишь начиная с 70‑х гг. ХХ века сначала робко, а затем все более и более уверенно психология в школе начинает заявлять о себе и в практическом ключе. Ситуация резко изменилась с конца 80-х гг. после принятия решения о создании психологической службы в системе народного образования. Естественно, создание подобной службы в масштабе целой огромной страны (сначала – СССР, а затем – России) породило очень большое количество проблем, среди которых заметно выделялись три: 1) как за ограниченный промежуток времени подготовить (переподготовить) необходимое количество специалистов; 2) что школа может ждать от психологов; 3) какое место может и должен занять психолог как в самой школе и школьном коллективе, так и в триаде «школа – семья – общество».

За прошедшие четверть века школьная психологическая служба обрела значительный опыт; сейчас в стране работают многие тысячи школьных психологов; они объединены в профессиональное сообщество; издаются журналы, регулярно проводятся различного рода профессиональные встречи. Школьных психологов готовит значительное количество классических и педагогических университетов. Сделано многое, но еще больше предстоит сделать. Далеко не везде и не во всем найдены удовлетворительные решения трех обозначенных выше проблем. Существуют разнообразные подходы к подобным решениям, но заведомо отсутствуют некоторые универсальные варианты, годные на все случаи жизни. Причина этого достаточно проста – если мы признаем уникальность каждого ребенка, подростка, юноши, то насколько же уникальными «в квадрате» или даже «в кубе» будут отношения детей между собой, контакты учителей и родителей, опосредованных все той же уникальностью детей и т.д. Именно поэтому первейшей профессиональной способностью и обязанностью психолога, работающего в школе, является возможность оценить всю многосложность механизмов, условий, факторов, стоящих за той или иной проблемной ситуацией.

Мы остановимся лишь на одной проблеме, имеющей сегодня чрезвычайно важное значение для развития полноценной, здоровой личности школьника – проблеме психоэмоционального благополучия подростков. Психоэмоциональное неблагополучие подростков является одним из основных объектов внимания школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременные и качественные коррекционные меры, предпринимаемые на основе современной диагностики, могут воспрепятствовать возникновению нежелательных тенденций в развитии личности, появлению различных форм отклоняющегося поведения, трудностям в школьной и внешкольной деятельности подростка.

Значительное количество отечественных и зарубежных исследований наглядно демонстрируют определяющую роль, которую в ухудшении психоэмоционального состояния подростков играют такие факторы как неадекватный стиль семейного воспитания, искажения в системе детско-родительских отношений, низкий уровень психологической культуры, и порой неинформированность педагогов и родителей о механизмах возникновения и развития психоэмоционального неблагополучия и путях его коррекции. Существенными, по данным психологических исследований, оказываются и факторы, связанные с господствующей в школе моральной атмосферой, а также такие индивидуально-психологические характеристики подростков как низкий уровень их моральной компетентности, недоразвитость (а порой и полное отсутствие) навыков эмоциональной саморегуляции, искажения в воспринимаемом стиле родительского воспитания и др. Нельзя сбрасывать со счетов и неготовность современных педагогов оценивать реальные размеры проблемы психоэмоционального неблагополучия подростков и принимать действенные меры по снижению остроты этой проблемы. Иными словами, для достижения устойчивых положительных результатов в повышении уровня психоэмоционального благополучия подростков необходима систематическая работа не только с самими подростками, но и с их родителями и учителями. Как показывает опыт применения разработанной нами стратегии и технологий проведения коррекции психоэмоционального состояния подростков, только в этом случае получаемые результаты соответствуют ожиданиям.

Школьный психолог завтрашнего дня – это специалист, способный не только поставить точный, выверенный диагноз той или иной проблемной ситуации, но и наметить не менее точный и гарантированный подход к разрешению такой ситуации, готовый в равной степени как к аналитической, так и к реально-практической работе, владеющий не только частными психологическими методиками (что само по себе необходимо), но и общими методами анализа и разрешения тех разнообразных задач, которые ставит перед психологом современная школа.

Код публикации: 

2305

Издание: 

Страница в издании: 

13