Через метод проектов – к формированию качеств человека XXI века

учитель математики, ГБОУ СОШ № 499, Москва

В XXI веке перед современной системой российского образования стоит задача реализации мыследеятельностного и модульного подхода к практико-ориентированному образованию в среде современной школы. Решить ее невозможно без внедрения проектного метода обучения, который объединяет информационно-коммуникативные технологии с образовательными. Учитель, организуя проектную деятельность, создает такие условия для учащихся, при которых они погружаются в процесс выполнения творческого задания, овладевают коммуникативными умениями, работая в группе. Необходимым качеством человека XXI века является владение навыками исследовательской работы. Чтобы решить поставленную задачу, учащиеся знакомятся с материалами справочников и энциклопедий, используют монографии, научные публикации, выясняют разные точки зрения на решаемую проблему и анализируют их. Из личного опыта реализации метода проектов на практике могу сказать, что совместная работа в различных ситуациях формирует у учащихся навыки публичного выступления и ведения дискуссии, формирует умение выяснять точки зрения своих одноклассников, умение понятно для всех формулировать свое мнение, приводить веские аргументы.

Такое общение воспитывает толерантность, требует адекватного поведения, развивает «командный дух», коммуникабельность, умение искать пути решения проблемы через сотрудничество, создает возможности для речевого развития. Более углубленно изучать метод проектов я начала с 2008 г., а реализовывать на практике – с конца 2009 г. Тема моего проекта – «Математика и общее развитие учащихся. Изучение общенаучных терминов на уроках математики». Предмет – алгебра. Класс – седьмой. Тип проекта – УЛП (учебный локальный проект). Замечу, что этот проект из краткосрочного плавно переходит в среднесрочный, далее в долгосрочный.

Апробация исследования проведена, в том числе, посредством выступления на Всероссийском съезде учителей математики в МГУ имени М.В.Ломоносова 28 октября 2010 г. с соответствующим докладом [1].

Почему была выбрана эта тема? Каждый культурный человек должен иметь представление об основных понятиях математики, таких, как число, функция, алгоритм, вероятность, оптимизация и т.д. Речь идет именно об основных понятиях и идеях, об общенаучных терминах, а не о наборе конкретных формул и теорем. Чтобы понять смысл и запомнить общенаучные термины, необходимо не только перевести их с греческого или математического языков, но и раскрыть лексическое значение слов.

Цель проекта:

  1. Обеспечить усвоение учащимися общенаучных терминов на уроках математики.
  2. Работа по изучению общенаучных терминов на уроках математики должна способствовать не только получению математических знаний, но и общему развитию учащихся.

В ходе работы над проектом учащиеся 7 класса работали над лексическими значениями общенаучных терминов по теме «Функции», выполняли творческие работы, готовили доклады, составляли сценарии и т.д. Проект завершился составлением презентации по теме «Изучение общенаучных терминов на уроках математики. Обобщающий урок по теме “Функции”».

С использованием этой презентации был дан открытый урок при проведении городской научно-практической конференции «Новые образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы» (2009 г.). Презентацию и видеоматериалы с урока можно посмотреть в моем блоге [2].

При работе над проектом решался ряд проблемных вопросов:

  1. Как сделать наиболее доступным усвоение общенаучных терминов на уроках математики?
  2. Как научить учащихся грамотно и научно излагать учебный материал?
  3. Как организовать межпредметную связь с русским языком в целях повышения интереса к математике?

С планом и визитной карточкой проекта можно ознакомиться на странице моего проекта в сети Интернет [3].

В результате работы над проектом я написала и опубликовала статью «Изучение общенаучных терминов на уроках математики» [4; 5].

Список литературы: 

1. Всероссийский съезд учителей математики. Секция 2 (1/12) [http://www.youtube.com/watch?v=NVSQQqFstkc&feature=youtu.be].
2. Математика в школе [http://kam985.blogspot.com/].
3. Тренинг по курсу Интела ГБОУ СОШ № 499, г. Москва ЮВАО [http://wiki.iteach.ru/index.php/Участник:Камышова_Антонина_Алексеевна].
4. Изучение общенаучных терминов на уроках математики // Математика. Сборник методических материалов. Вып. 3. М., 2011. С. 45–49.
5. Изучение общенаучных терминов на уроках математики // Всероссийский съезд учителей математики: Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова: Тезисы докладов. М., 2011. С. 199–202.

Код публикации: 

2307

Издание: 

Страница в издании: 

17