Традиции математического образования, сложившиеся еще в советское время, должны быть сохранены. Кроме школьной обязательной программы, существовали различные формы внеклассной работы по математике с детьми и подростками – кружки, олимпиады, турниры, летние школы.
В настоящее время появились новые возможности для обучения и пропаганды математики.
Использование современных компьютеров не требует особых усилий и знания специальных программ, поэтому большинство современных ребят с легкостью осваивают Интернет в раннем возрасте, и они проводят много времени в социальных сетях. Виртуальное пространство становится для них средой обитания, и этим необходимо пользоваться для образовательной деятельности.
Надо отметить еще одну особенность нового мира – то, что нас отличает от общества тридцатилетней давности. Люди стали больше развлекаться и, с появлением новых информационных технологий, развлечения стали доступнее.
Плюс к этому наша страна стала открытой, изучение детьми иностранных языков стало приоритетом практически для всех родителей. Изучение математики и других естественных наук отошло на второй план.
Чтобы понимать, как учить математике, надо понять, почему учатся математике.
Предлагается мотивацию к изучению математики разделить на два потока: интерес и необходимость.
Интерес – это искра. Откуда она может возникнуть?
Из общественного признания – стать победителем математической олимпиады, решить задачу повышенной сложности в классе или в математическом кружке.
Из любопытства – от посещения музея науки и техники, специализированной выставки, просмотра телепередачи, выполнения лабораторной или исследовательской работы.
Интерес – это условие для дальнейшей профессиональной ориентации ребенка, подростка в области техники, фундаментальных и прикладных наук.
Другая мотивация – это необходимость. Обязательная сдача ЕГЭ для выпускников общеобразовательных школ и участие в олимпиадах для поступления в престижные вузы.
Если говорить сегодня о непрерывности математического образования, то мы имеем в виду изучение математики школьниками, студентами, школьными учителями и преподавателями вузов. Для последней категории мы говорим скорее не об обучении, а о научной и методической работе.
А есть ли необходимость в изучении математики у других слоев общества?
В последнее время на самом высшем уровне ставятся задачи модернизации российской экономики и развитии отраслей, в которых применяются высокие технологии. Государству для решения новых, прорывных задач в управлении ресурсами тоже нужны профессионалы, обладающие структурным и логическим мышлением.