Иформатика как междисциплинарная компонента обучения школьников

научный сотрудник факультета вычислительной математики и кибернетики, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва

Положение информатики как междисциплинарной компоненты школьного цикла укрепляется с каждым годом. Поддержка со стороны ИКТ других предметных областей приобретает новые формы. И если 7–10 лет назад в качестве объединяющей компоненты дополнительного обучения школьников выступали издательские технологии [1], то сейчас на первое место по популярности вышла программа «Flash», позволяющая создавать анимированные проекты для использования учителями разных предметов в качестве поддержки своего предмета и для внеурочной школьной деятельности.

Современные учащиеся предпочитают получать информацию в электронном виде. Это заставило отойти затратные издательские технологии на второй план, на смену им пришли технологии безбумажные. В числе программных средств, пригодных для подачи информации в безбумажном виде (PowerPoint, MovieMaker, Web-сайты), находится система компьютерной анимации Flash.

В первой половине 2012 г. научно-популярным журналом «Потенциал. Математика, физика, информатика», факультетом вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ имени М.В.Ломоносова, компанией Adobe, ассоциацией учителей и преподавателей информатики [2] был проведен конкурс «Использование системы Flash в учебном процессе и внеурочной работе». Необычайно высокая популярность конкурса подтверждает, что программа Flash приобретает все больше пользователей и приверженцев этой технологии подготовки проектов.

В конкурсе приняли участие 150 человек с более чем 90 работами со всей России. Среди них преподаватели общеобразовательных школ, учащиеся средней и старшей школы. На суд жюри были представлены работы разного типа по многочисленным направлениям: демонстрационные учебные ролики, Flash-презентации, фильмы, игры, заставки, используемые во внеурочной деятельности.

На конкурс были заявлены как совсем маленькие анимационные работы, так и большие комплексы – от миниатюрных мульти-сюжетов до грандиозных систем тестирования. Готовые программные продукты вместе с шаблонами-заготовками составили огромный архив для учителей и школьников всех возрастных групп.

Оценка работ производилась по следующим номинациям: «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология и экология», «История, обществознание, краеведение», «Математика», «Живопись», «География, Астрономия, Космос», «Литература и языки», «Сказочный мир» (начинающие), «Внеурочная работа», «Лучший дизайн», «Лучшая статья».

Особое место среди присланных на конкурс работ занимали работы, поддерживающие преподавание школьного курса математики, начиная с начальной школы: математические головоломки для школьников разного возраста; «живые» решения геометрических задач; тесты и многое другое.

Конкурсные работы составили большой архив электронных ресурсов, которые можно использовать непосредственно на уроке при объяснении нового материала или проверке усвояемости материала, для самостоятельного изучения школьниками, как компонент дистанционного образования, на занятиях в рамках дополнительного образования.

Причин столь большой популярности программы Flash несколько. Flash предоставляет возможности создавать несложные сюжеты даже непрофессионалам, заменять реальные лаборатории виртуальными (что ведет к уменьшению накладных расходов), вводить дистанционную компоненту в процесс обучения, применять в процессе обучения графическое представление информации (которое улучшает восприятие учебного материала учащимися), давать полную свободу творчества.

Участники конкурса – учителя самых разных предметов: физики, биологии, химии, математики, географии, литературы, иностранных языков, истории, начальных классов, музыки, ИЗО. Большинство работ выполнены учителями информатики совместно с учителями-предметниками. Результат совместной деятельности подтверждает положение, что информатика является межпредметной дисциплиной. Но руководящая роль в проектах принадлежит учителям информатики, а это означает, что информатика как дисциплина – отдельная область, быть специалистом в которой способны лишь отдельные универсальные учителя-предметники. Flash – далеко не простая система, освоить ее способен не всякий человек без специальной подготовки. В этом случае на помощь приходят курсы повышения квалификации для учителей общеобразовательных школ, в частности, курс «Основы работы в системе Photoshop. Основы работы в системе Flash», заявленный факультетом ВМК МГУ имени М.В.Ломоносова в раках программы МГУ – школе [3].

Тем более приятно, что люди, специализирующиеся в другой предметной области и в то же время освоившие Flash, существуют. Победителями в номинациях «Биология», «Физика», «Химия» стали учителя-предметники, самостоятельно выполнившие проекты. Их инициатива в изучении и освоении этой программы свидетельствует о необычайно высокой потребности в такого типа проектах.

Конкурс способствовал росту популярности Flash-технологий среди учителей. Подведение итогов конкурса и работы конкурсантов были представлены на летней школе учителей информатики на факультете ВМК МГУ имени М.В.Ломоносова.

Список литературы: 

1. Вовк Е.Т. Издательские технологии как объединяющая компонента дополнительного обучения школьников // Первая международная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии в ИТ-образовании». Сборник трудов. М., 2005. С. 300–308.
2. Вовк Е.Т. Конкурс «Использование системы Flash в учебном процессе и внеурочной работе» завершен // Потенциал. Математика, физика, информатика. 2012. № 8. С. 52–54.
3. Вовк Е.Т. Непрерывное образование на факультете вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ имени М.В. Ломоносова // Всероссийский съезд учителей математики: Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова: Тезисы докладов. М., 2011. С. 534–535.

Код публикации: 

2310

Издание: 

Страница в издании: 

22