Об организации работы со школьниками на Малом мехмате МГУ

к.ф.-м.н., доцент, механико-математический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва
аспирант механико-математического факультета, МГУ

Малый механико-математический факультет – школа юных математиков при механико-математическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова, созданная в 1981 г. на базе нескольких подразделений, осуществлявших работу со школьниками. Структура Малого мехмата включает два отделения: заочное (где обучение осуществляется по переписке) и вечернее (очное). Кроме того, каждый год проводятся Летняя и Зимняя школы Малого мехмата.

Следует отметить, что как на вечернем, так и на заочном отделении Малого мехмата обучение бесплатное. При этом на вечернем отделении не проводится конкурсный отбор, а принимаются все желающие, прошедшие предварительную электронную регистрацию. В результате на кружках вечернего отделения одновременно занимаются до двух тысяч школьников. Такая массовость и доступность образовательного мероприятия достигается благодаря энтузиазму студентов-добровольцев, которые работают со школьниками под руководством сотрудников и аспирантов МГУ, имеющих большой опыт кружковой работы.

Занятия вечернего отделения, проходящие по субботам с сентября по май, посещают школьники самых разных возрастных категорий (с 5 по 11 класс) и различного уровня подготовленности. Основными принципами работы Малого мехмата являются индивидуальный подход к учащимся, развитие их творческих способностей, стимулирование интереса к математике, развитие культуры самостоятельного мышления. На кружках Малого мехмата школьники знакомятся с интересными математическими задачами, приучаются к логически строгим рассуждениям, постигают красоту и гармонию математики.

Тематика занятий весьма разнообразна и мало пересекается со стандартной программой по математике средней общеобразовательной школы. Изучаются такие сюжеты, как «Четность», «Делимость», «Математическая индукция», «Анализ с конца», «Принцип крайнего», «Раскраски», «Разрезания», «Графы», «Комбинаторика», «Задачи на построение», «Равносоставленные фигуры», «Движения плоскости», «Метрика», «Элементарная топология», «Вероятность», «Принцип Дирихле», «Неравенства», «Центр тяжести», «Инварианты», «Игры», «Логические задачи», «Переливания и взвешивания», «Количество информации». За редким исключением темы занятий не предполагают обязательного знакомства с пройденным ранее материалом, поэтому вынужденный пропуск одного или нескольких занятий не наносит ущерб для понимания. Кроме того, школьники могут присоединиться к работе кружка, начиная с любого занятия.

Работа кружков для 5–8 классов организована по параллелям: занятия со школьниками каждой возрастной категории проводятся в нескольких аудиториях (по 15–30 человек) по единым методическим разработкам. В каждой аудитории одновременно присутствуют несколько преподавателей. Начало каждого занятия посвящено разбору наиболее интересных и важных задач, предлагавшихся в прошлый раз, а также обсуждению ключевых идей и методов новой темы. Затем школьники получают листок с задачами для самостоятельного решения. Свои идеи и подходы к решению задач школьники индивидуально обсуждают с преподавателями. Таким образом, занятие проходит в форме непосредственного общения преподавателя с учеником, что позволяет добиться наибольшего эффекта: школьники постигают логику и строгость математических рассуждений, привыкают обосновывать свое мнение и отстаивать свою позицию, подвергающуюся критике и проверке на непротиворечивость, а также учатся объективно относиться к своим ошибкам и вносить коррективы в рассуждение. Преподаватель, в свою очередь, имеет возможность в процессе работы школьника над задачей увидеть и исправить его ошибки, направить ход его мысли, а также выработать подходящую форму объяснения основных идей и понятий.

Методические разработки для каждой параллели готовятся одними и теми же преподавателями в течение всего четырехлетнего цикла (с 5 по 8 класс). За это время школьники, регулярно посещающие кружки Малого мехмата, успевают познакомиться со многими «олимпиадными» темами и редко затрагиваемыми в рамках программы средней школы факультативными разделами математики. Те, кто всерьез заинтересовался математикой, поступают в специализированные школы, где подвергаются большой учебной нагрузке. В результате, эти учащиеся, как правило, прекращают заниматься на Малом мехмате. Поэтому с учетом естественной сменяемости аудитории некоторые темы проходятся неоднократно, однако при этом всегда учитываются интересы учащихся, уже имеющих некоторое представление о данной теме, и для этих школьников предлагаются более сложные задачи. Наборы тем для занятий четырехлетнего цикла, конечно, меняются и отражают индивидуальные предпочтения того или иного методиста, но в целом всегда покрывают основные разделы олимпиадной математики.

Для школьников старших классов работает лекторий, в рамках которого сотрудники МГУ на доступном школьникам уровне рассказывают о современных научных достижениях и раскрывают некоторые наиболее яркие и наглядные направления научной деятельности различных кафедр факультета. Кроме того, часто в качестве лекторов приглашают коллег – специалистов по математике, представляющих другие научные и образовательные учреждения Москвы.

В заключение подчеркнем, что:

  1. По своей массовости и доступности Малый мехмат не имеет аналогов в окружающей образовательной среде.
  2. Независимость тематики занятий от пройденного ранее материала позволяет избежать эффекта накапливаемого отставания у слабо подготовленных учащихся.

Проведение занятий в форме личного общения преподавателя со школьником позволяет учесть индивидуальные особенности каждого учащегося и добиться максимального прогресса.

Код публикации: 

2311

Издание: 

Страница в издании: 

24