Методические особенности преподавания математики и физики в лицейских физико-математических классах школы № 25

к.ф.-м.н., доцент механико-математического факультета, учитель математики и физики, МГУ, ГБОУ СОШ № 25, Москва

В докладе описаны многочисленные особенности преподавания математики и физики в условиях двухлетнего лицейского обучения в 10–11 классах. Программы по физике и математике формируются на основе необходимости дать значительные знания в весьма короткие сроки.

Важной особенностью двухлетнего физико-математического образования является разнородность знаний поступающих в лицейские классы учеников и необходимость повторения многих тем математики и физики, входящих в программы 7–9 классов.

Отбор учащихся в такие лицейские физико-математические классы проходит не по критерию глубины существующих на момент поступления в школу знаний, а по причине необходимости выяснения возможности потенциальных учеников воспринять программу. Преподавание математики проходит так, что практически вся двухлетняя школьная программа дается за один год (10 класс). В одиннадцатом классе идет углубление знаний по всем разделам математики. Для усвоения такой программы нужны ученики с возможностью восприятия выше среднего уровня.

Подробно представлены программы по математике и физике первого года обучения, на который приходится наибольшая учебная нагрузка. Показано место и время занятий по подготовке к ЕГЭ.

В программах преподавания физики сделан уклон в углубленное изучение механики материальной точки, равновесия и движения абсолютно твердого тела, статики деформируемого твердого тела, молекулярно-кинетической теории и термодинамики.

Важное место в обучении занимает спецкурс по механике (факультативное занятие). Цель спецкурса: дать возможность школьникам понять суть науки ‑ механики, получить представление о возможном направлении приложения своих интеллектуальных сил. Для осуществления этой идеи в курсе подобраны такие задачи, которые позволят выявить особое механическое чутье. Кроме того, в спецкурсе дается детальное изучение возможностей существующих математических моделей, физическая интерпретация результатов решения математически поставленных задач, определение границ применимости используемых моделей.

Проведен анализ изменения программ двухлетнего физико-математического образования за последнее десятилетие. Выявлены характерные особенности происходящих изменений.

Все программы и методические приемы, обсуждаемые в докладе, апробированы и внедрены в практику преподавания физики и математики в школе № 25.

Код публикации: 

2312

Издание: 

Страница в издании: 

26