Электронный учебно-методический комплект для профильного обучения школьников информатике и исследований учителей

к.ф.-м.н., доцент факультета педагогического образования, МГУ

В обсуждаемом комплекте рассмотрены взаимовлияние смежных наук в ФГОС и метапредметные задачи программ для школ; указаны апробация и достоинства ЭУМК школьного и педвузовских курсов на примере раздела «Логика» и авторский открытый инструментарий для его разработки. Комплект развит до курса педагогического исследования со статистической обработкой результатов, с электронной поддержкой учебно-методической, управляющей и внедренческой деятельности.

1. Взаимовлияние математики, логики и информационных технологий системно рассмотрено в [1] и указанной там литературе. Там же указаны необходимость изучения смежных элементов на информатике, успешная стратегия сдачи ГИА (9 класс) и ЕГЭ (11 класс).

Элементы логики, алгоритмики, теории множеств и комбинаторики имеются в математике (логика, множества и статистика) и информатике – см. программы по предметам начальной и основной школ, а также содержание ФГОС в области математики и информатики для выпускников школ. Осознание пересечений помогает развить межпредметные связи, избежать дублирования, а сэкономленное время занять углублением с выходом на олимпиады [2].

2. Метапредметные задачи программ для школ (профильный уровень) касаются не только мышления, но и технологий социализации [2]. Воспитание нацеленности на благодеяния опирается на аксиомы и импликативные правила. Они используются в дедуктивных доказательствах. Дедуктивное, индуктивное и ассоциативное мышление формируется логикой, а образное – мультимедиа технологиями. Информатика дает синергетический эффект, поэтому является наилучшим предметом для развития. Наилучшим способом решения этих задач является проектная деятельность с выходом на конкурсы. В [2] указана классификация конкурсов, а уровни комментируются на примерах.

Так как умения правильно мыслить и действовать не только помогут в жизни, но и облегчат обучение, развитие и воспитание, то развивать логическое мышление, прививать навыки планирования, отбора, моделирования, оценки вариативности и взаимодействия посредством ИКТ нужно с начальной школы. К тому же на ИКТ в ФГОС возлагаются обеспечивающие функции, что предполагает работу в цифровой информационной среде.

3. Электронная поддержка школьного углубленного и педвузовского курса имеется для всех разделов, но описана на примере «Логики» (с силлогистикой и полемикой) в [3]. Электронная поддержка развивается посредством групповых проектов слушателей. Авторский инструментарий применяется учителями для разработки своих интерактивных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и учениками для предъявления проекта.

4. Электронный учебно-методический инструментальный комплекс описан в [4] Предметные и надпредметный комплексы апробированы на слушателях – работающих и будущих учителях и преподавателях. Практика выявила достоинства, в том числе – интеграцию ЭОР и методики их использования от преподавателя через слушателей-учителей до их учеников.

5. Теория и технология педагогического исследования с электронной поддержкой лекций, практики разработки обучающе-котролирующих презентаций с помощью [4] и статистической обработкой результатов эксперимента в приложении «Анализ» MS Excel для дипломов и диссертаций описаны в [5] и предлагаются студентам и работающим учителям.

6. Электронная поддержка учебно-методической деятельности с перечнем различного реализованного предметного содержания и различных методик описана в [6].

7. Развитие информационных и коммуникационных систем обучения предложено в [7].

8. Повышение квалификации учителей по инновациям (разработке, научному обоснованию результатов апробации и технологии успешного массового внедрения) проводится автором на факультете педагогического образования МГУ [8].

Список литературы: 

1. Смольникова И.А. Учебно-методический комплект для профильного обучения школьников информатике // II Всероссийская научно-практическая конференция «ИТО–XXI». М., 2012. Ч. II. С. 71–74.
2. Смольникова И.А. Проектная и исследовательская деятельность школьников в условиях информатизации образования // II Всероссийская научно-практическая конференция «ИТО–XXI». М., 2012. Ч. II. С. 375–382.
3. Мартынов Д.В., Смольникова И.А. Открытая электронная поддержка курса логики и методика ее использования // XV Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». М., 2005. Ч. IV.
4. Смольникова И.А. Разработка интерактивной тестирующей презентации на основе шаблона и конструктора // Информатика и математика. 2008. № 8. С. 404–406. Статья также доступна на [http://eorhelp.ru/node/2871].
5. Мартынов Д.В., Смольникова И.А. Интеграция в курсе «Теория и технология педагогического исследования» // XVII Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». М., 2007. Ч. II. С. 152–154.
6. Смольникова И.А. Электронная поддержка учебно-методической деятельности // Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования. М., 2010.
7. Смольникова И.А. Развитие информационных и коммуникационных систем обучения // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. Материалы 8-й международной конференции. М., 2010. Ч. 1.
8. Смольникова И.А. Повышение квалификации учителей информатики по инновациям посредством информационных и коммуникационных технологий. // Всероссийский съезд учителей информатики: тезисы докладов. М., 2011.

Код публикации: 

2314

Издание: 

Страница в издании: 

28