Активация учебно-познавательной деятельности суворовцев в процессе обучения математике

преподаватель математики, ФГКОУ «Московское суворовское военное училище МОГФ»

Главная задача, которая сегодня стоит перед российским образованием – целостное развитие личности ученика, подготовка к дальнейшему его развитию после окончания школы. В Концепции модернизации российского образования указано, что «модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Не всегда жизнь отвечает всем запросам и желаниям, еще чаще встречаются препятствия различного характера, особенно у тех, кто недавно перешел невидимую границу, разделяющую детство и юность. В жизни каждого старшеклассника наступает момент, когда ему необходимо будет осуществить выбор. В первую очередь он выбирает профиль и проверяет соответствие своих интересов и склонностей выбранному профессиональному пути.

В этом учебном году в суворовском училище сформирован профильный класс 10 «А» – физико-математический. Надо заметить, что дети не отличаются особенными математическими способностями, имеют средний уровень подготовки, однако у всех учащихся есть желание продолжить обучение в высших учебных заведениях. Ключевая проблема, которая возникла передо мной, – это найти пути реализации в своей профессионально-педагогической деятельности личностно-ориентированных, развивающих, дифференцированных подходов с целью повышения качества знаний и умений учащихся по математике для успешной сдачи выпускных экзаменов в суворовском училище и одновременной сдачи вступительных экзаменов в вузы (что и предусматривает ЕГЭ). Главная цель – самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование – это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Отчетливая дифференциация интересов и жизненных планов, индивидуализация обучения и выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями будет успешна, если будут использованы элективные курсы. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым суворовцем содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

Для физико-математического класса я разработала элективный курс по математике «Абитуриент». Программа курса предназначена для повышения эффективности подготовки суворовцев 10–11 классов к итоговой аттестации по математике за курс полной средней школы, предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию и разработана на основе государственной программы по математике для 5–11 классов. Содержание программы соотнесено с примерной программой по математике.

Данный курс рассчитан на два учебных года по одному часу в неделю. Предлагаемый курс освещает вопросы, оставшиеся за рамками школьного курса математики.

Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая и индивидуальная деятельность учащихся. В рамках данного элективного курса предполагается различный текущий и итоговый контроль: тесты, самостоятельные работы, выполнение проектов и исследовательских работ.

На протяжении всего курса проводятся тренировочные диагностические работы, соответствующие заданиям ЕГЭ. Завершением курса является итоговая аттестационная работа, которая может быть составлена из материалов ЕГЭ и открытого банка заданий. Для итоговой отчетности по данному курсу написание такой работы имеет смысл, так как задания составлены в соответствии с заданиями для итоговой аттестации. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ.

Цель курса – совершенствование математической культуры и творческих способностей учащихся для успешной сдачи ЕГЭ, на основе коррекции базовых математических знаний учащихся.

Воспитательное назначение курса – предлагаемый курс освещает вопросы, оставшиеся за рамками школьного курса математики, и требует от суворовцев умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.

Основные задачи данного курса:

  1. Углубить знания по математике, предусматривающие формирование у суворовцев устойчивого интереса к предмету;
  2. Выявить и развить их математические способности;
  3. Расширить математические представления учащихся о приемах и методах решения задач повышенного уровня сложности;
  4. Повысить уровень математического и логического мышления суворовцев;
  5. Развивать навыки исследовательской деятельности;
  6. Обеспечить подготовку суворовцев к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.

Работа курса строится на принципах научности, доступности, опережающей сложности, вариативности, самоконтроля.

Код публикации: 

2316

Издание: 

Страница в издании: 

31