Аспекты проведения уроков информатики в 11 профильном классе

учитель информатики и физики, ГБОУ СОШ № 1164

В средней общеобразовательной школе № 1164 города Москвы на протяжении трех лет в 10 и 11 классах открывается профильная группа по предметам – алгебра и информатика. Задача любого профиля сформировать у обучающихся определенное мировоззрение, научить их использовать полученные знания в предметных областях.

Изучение материала в 11 классе по информатике на профильном уровне (4 часа в неделю и 1 час элективного курса) в нашем образовательном учреждении начинается со знакомства со средой программирования Кумир. На эту тему отводится 18 уроков. Это может показаться необычным и возникает вопрос: нужно ли это?

В 10 классе учащиеся на достаточно хорошем уровне изучили язык программирования Free Pascal. Именно для повторения всех изученных разделов алгоритмизации и программирования ведется изучение языка Кумир. Также в этот период начала учебного года учащиеся изучают сразу новый материал. При написании каждой программы ребятам приходится преобразовывать известные программы с одного языка программирования на другой. А представление и анализ информации в разных формах является одним из универсальных учебных действий.

Кроме того, за сентябрь месяц происходит актуализация значительной части накопленных знаний и алгоритмов, необходимых для успешного выступления в октябре на школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по информатике.

Двухлетняя практика подобного ведения уроков показывает правильность изучения другого языка программирования, даже более простого. Конечно, можно изучать и другой язык программирования вместо Кумира. Выбор обусловлен используемым учебно-методическим комплектом в 10–11 классах [1; 2].

Работа в среде Кумир также дает возможность параллельно сочетать при ведении уроков теоретические темы информатики и программирования. Подобная практика проведения уроков в 10 классе описана, например в [3; 4].

Следующий изучаемый в 11 классе раздел в объеме 16 часов – информационная культура общества и личности. Параллельно изучается строковый тип данных в программировании. Учащиеся пишут программы, в которых в качестве строк используются определения социальной информатики.

Базы данных в объеме 12 часов изучаются затем. В программировании при этом идет изучение типа данных запись. Ребята создают программы, которые выводят информацию в виде табличной базы данных, проводят выборку записей по каким-либо критериям.

На моделирование и формализацию запланировано 24 часа. Здесь создаются информационные модели не только на языках программирования, но и любыми другими приложениями. Выбор приложений полностью лежит на учащихся, исходя из поставленных задач и цели моделирования.

Исследование алгоритмов математическими методами – достаточно сложный раздел на 14 часов. Здесь идет изучение одного из важнейших понятий – применимость алгоритма. От учащихся требуется эффективное и рациональное написание программ при помощи изученных типов данных и алгоритмических конструкций.

Затем изучаются разделы: графы и алгоритмы на графах (14 часов); игры и стратегии (12 часов). При изучении данного материала желательно менять форму проведения уроков, переходя к тренингам и деловым играм.

Телекоммуникационные сети в объеме 14 часов – последняя тема, изучаемая в 11 классе. Изучение этого раздела приходится на конец апреля и начало мая. Большинство учащихся имеют представления об основных понятиях, надо провести правильную систематизацию и обобщение. Поэтому эту тему целесообразно изучать именно в конце учебного года. При этом домашние задания в основном нацелены на повторение ранее изученного материала.

В конце года отводится на повторение 12 часов.

В качестве итогового контроля за неделю до окончания каждого триместра желательно проводить контрольные работы, содержащие вопросы по информатике и программированию примерно в одинаковом процентном соотношении.

Список литературы: 

1. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. М., 2010.
2. Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и ИКТ. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. М., 2010.
3. Колтунов Р.П., Жуков А.В. Аспекты преподавания информатики и ИКТ в профильном 10 классе // Информатика. Все для учителя! 2011. № 8. С. 2.
4. Колтунов Р.П. Информатика в профильном классе – опыт и аспекты проведения уроков // Информатика и образование. 2011. № 8. С. 71.

Код публикации: 

2317

Издание: 

Страница в издании: 

33