О геометризации математического образования

к. ф.-м. н., доцент факультета ВМиК, МГУ имени М.В. Ломоносова

Необходимость в применении аналитических методов в прикладных и фундаментальных исследованиях вряд ли требует обоснований. Так же очевидно, что без алгебры-аналитики даже обучение геометрии невозможно. Однако не менее важно (но, к сожалению, в настоящее время предается забвению как на школьном, так и на вузовском этапах преподавания математики) и то, что геометрия, геометрическая интерпретация могут оказывать существенное влияние и помощь в изучении алгебры и других математических дисциплин, в понимании содержательного смысла аналитических конструкций, методов, формул.

Для большинства выпускников, даже для тех, кто продолжает образование в вузе, изучение геометрии закончилось в школе. Даже если студенту преподают математику (учебный план большого числа вузовских специальностей не предусматривает математических курсов) в рамках курса высшей математики, то ему нечего рассчитывать на повышение геометрической культуры. Ведь в скромном курсе высшей математики, который зачастую включает элементы аналитической геометрии, акцент делается не на развитие геометрических навыков, а на применение аналитических методов к решению простейших – модельных задач геометрии. Преподаватели, ведущие курс высшей математики, знают, что наибольшие проблемы у студентов вызывает именно раздел аналитическая геометрия и не потому, что труден аналитический аппарат, а потому, что хороших геометрических навыков они в школе не получили.

Преподавание геометрии в основной массе школ жестко и излишне формализовано: 7–9 классы – планиметрия; 10–11 классы – стереометрия. Но это регламент, а содержание преподавания геометрии зачастую сводится к заучиванию формул и вычислительной работе с ними. Из школьной геометрии практически исчезли, например, геометрические места точек, задачи на построение циркулем и линейкой, задачи, требующие исследования реализуемости геометрических конфигураций. Казалось бы, естественно в старшей школе подводить итоги изучения всего школьного курса, решать синтетические задачи, развивать геометрические приемы решения функциональных, алгебраических и так называемых задач с параметром (то есть задач с элементами логики), и других. Однако это не происходит, так как в последние годы в старших классах все больше и больше внимания уделяется не преподаванию математики, а натаскиванию на решения задач ЕГЭ. Более того, сами учителя испытывают трудности при решении геометрических задач, даже задач ЕГЭ. Как показывает опыт, даже учителя-эксперты, проверяющие работы ЕГЭ по математике не всегда могут правильно оценить решения геометрических задач. Невнимание к геометрии все более прочно закрепляется и в среде методистов. Не случайно поэтому в методических рекомендациях – так называемых «критериях оценивания решений задач по математике ЕГЭ – 2012 г.» было, в частности, представлено «уникально-функциональное» решение
задачи С5, геометрической по своей сути. Такое решение, как отмечали
учителя-эксперты, недоступно не только школьникам, но и учителям. В подавляющем же числе представленных решений этой задачи (правда,
к ее решению приступили далеко не многие) использовалась геометрическая интерпретация, но по предложенной трактовке критериев такие решения были оценены плохо.

В настоящее время ведутся различного рода дискуссии на тему: «нужна ли математика вообще?». Будем надеяться, что в числе школьных и вузовских предметов математика все-таки останется. Тогда не потеряет актуальность вопрос о роли геометрии в математическом образовании.

Код публикации: 

2318

Издание: 

Страница в издании: 

35