Олимпиада по компьютерной графике «Народный узор»: эффективное обучение информатике и духовное воспитание

старший преподаватель физико-математического факультета, учитель, Московского государственного областного университета, ИКТ Лицея духовной культуры Серафима Саровского, Москва

Необходимость подготовки школьников к сдаче ЕГЭ значительно сужает для учителей информатики пространство возможных вариаций образовательных траекторий как с точки зрения чисто предметной подготовки, так и с точки зрения междисциплинарного взаимодействия с гуманитарными предметами. А такое взаимодействие в русле отечественных духовных и национальных традиций сейчас чрезвычайно важно. Поскольку «сегодня, когда на смену физическим сражениям пришли информационные войны, когда на первое место выдвигается борьба за души людей, мы не должны забывать о существовании священных рубежей, за которые нельзя отступать» [1]. В этих условиях возрастает значение разработки Интернет-ресурсов, входящих в учебно-воспитательную Интернет-систему духовного и национального воспитания [2].

Одним из таких ресурсов является Интернет-олимпиада по компьютерной графике «Народный узор» физико-математического факультета Московского государственного областного университета [3], автором идеи которой и разработчиком является автор этой статьи.

Народные узоры являются благодатным материалом как с точки зрения обучения рисованной и программируемой компьютерной графике, так и по позитивному воспитательному воздействию. Действительно, «узоры и орнаменты имеют большое количество повторяющихся элементов и различных вариаций элементов, требующих для своей реализации в модели использования основных алгоритмических структур» [4, c. 131]. Кроме того, программирование интерактивной графики выводит на интересные вопросы взаимной увязки параметров и оптимизации моделей узоров.

Задания олимпиады были разных видов: отвлеченно алгоритмические; на рисование народных узоров в любом графическом редакторе; на программирование народных узоров в любой системе. К компьютерным материалам предлагалось прикладывать родиноведческие материалы: описание
и фотографии узоров-первоисточников, другие сведения, которые участник посчитает нужным включить в описание работы. В помощь командам предлагалось приглашать наряду с учителями информатики учителей
других предметов, искусствоведов, краеведов, родителей, других заинтересованных людей.

Олимпиадой заинтересовались дети разных земель России: Башкортостана, Владимирской, Вологодской, Калининградской, Московской, Мурманской, Смоленской областей, Пермского и Ставропольского краев, Хакасии и
Чувашии. Общее количество детей-участников: 85. Общее количество
команд: 37. Отрадно, что 40 % участников олимпиады проживают в
сельской местности.

Наибольшее количество решений участники олимпиады предоставили по тематическим заданиям народного узора, которые объективно были более сложными и творческими, чем абстрактно-алгоритмические задания. Большинство участников приложили к своим работам родиноведческие материалы. Это говорит о том, что их привлекла к олимпиаде ее тематика: народный узор.

Радостно было рассматривать присланные материалы по народному творчеству разных народов, проживающих единой дружной семьей в нашей любимой России. Можно сделать вывод, что олимпиада по компьютерной графике «Народный узор» 2011–2012 учебного года, сделав успешный шаг в направлении как эффективного содействия обучению информатике, так и духовного, национального воспитания, расширяет диапазон возможных образовательных траекторий школьников.

На очередной олимпиаде «Народный узор» планируется расширить возрастной диапазон участников: вниз до младших школьников и вверх до молодежи студенческого возраста. Младшим школьникам планируется предложить по желанию выполнить рисунок или на компьютере, или в традиционной технике. Студентам планируется поставить задачу по осуществлению педагогического и профессионального сопровождения олимпиады.

Список литературы: 

1. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Выступление на XVI Всемирном русском народном соборе «Рубежи истории – рубежи России» [http://www.patriarchia.ru/db/text/2502163.html].
2. Птицын В.А. Учебно-воспитательная Интернет-система как один из инструментов обучения информатике и воспитания детей в информационную эпоху // Материалы XX Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк, 2009. С. 44–47.
3. Сайт «Олимпиада “Народный узор” по компьютерной графике» [http://mgou.ru/computer/index.html].
4. Птицын В.А. Flash проект «Русский стиль»: эффективное обучение программированию и патриотическое воспитание. // Вестник МГОУ. Физика – математика. 2011. № 3. С. 128–133.

Код публикации: 

2320

Издание: 

Страница в издании: 

37