Поэтапное формирование математических понятий в начальной школе

учитель математики, ГБОУ школа-интернат «Интеллектуал», Москва

В докладе освещается эксперимент по обучению отобранных по конкурсу детей математике в 1 и 2 классах по углубленной и ускоренной авторской программе по теории поэтапного формирования умственных действий и
понятий П.Я. Гальперина, в школе для одаренных детей «Интеллектуал» [подробнее см.: 1–6].

Автор исходил из того, что именно период, приходящийся на начальную школу, 7–11 лет, является наиболее продуктивным с точки зрения возможностей формирования так называемого «математического мышления», сохранения и выявления математических способностей, присутствующих у гораздо большего числа детей, чем это принято обычно считать и гораздо большего, чем мы
видим на рубеже 5 класса. Преподавание ведется в интенсивном режиме
(4 урока в неделю) в течение последних двух лет на базе концепции, разработанной и апробированной на неотобранных по принципу одаренности детях в условиях частной школы на протяжении 14 лет в режиме двух уроков
в неделю [1].

Рассматривается формирование следующих знаний, умений и навыков:

  1. Запись чисел в позиционных системах счисления.
  2. Поразрядное сложение и вычитание.
  3. Введение в Геометрию:

3.1. Определяемые и неопределяемые понятия;

3.2. Аксиомы и теоремы;

3.3. Приемы доказательств; прямая и обратная теоремы, метод доказательства от противного;

3.4. Движения (конгруэнции) на плоскости и в пространстве;

3.5. Величины и измерения. Линейные меры и угловые. Площадь и периметр. Площади многоугольников на клетчатой доске. Свойства длины, площади и объема.

  1. Умножение, как площадь прямоугольника. Свойства умножения. Вывод правила умножения в столбик («лесенка») для однозначного множителя. Умножение с «гаражом».
  2. Деление на однозначный делитель с остатком. «Уголок».
  3. Понятие обратной операции. Степень, корень и логарифм в натуральных числах.
  4. Последовательности, заданные формулой общего члена и рекуррентными соотношениями.
  5. Целые числа. Функции и их графики. Преобразование графиков функций.
  6. Вектора. Решение векторных уравнений.
  7. Логика. Исчисление высказываний. Перезапись высказываний с естественного языка на язык математической логики. Кванторы
    общности и существования. Построение логических функций по их значениям. Вывод основных тождеств и проверка с их помощью
    различных тавтологий.
  8. Множества. Теоретико-множественные операции, диаграммы Эйлера-Венна, доказательства теоретико-множественных тождеств, отношения.

Проведенные исследования и эксперименты показывают, что дети с удовольствием занимаются по интенсивной программе, легко усваивают материал, далеко выходящий за пределы, принятые на сегодня в качестве их возрастных возможностей, и сохраняют на протяжении всего периода наблюдений устойчивый интерес к предмету. Нередко наблюдались случаи, когда дети не хотели уходить на перемену, продолжали обсуждать задачи и после окончания урока и требовали увеличения домашних заданий!

Предварительные результаты эксперимента позволяют обоснованно предполагать, что новая программа и методика позволят не только существенно разгрузить перегруженную программу старшей школы по математике за счет прохождения всего материала с 1 по 7 классы включительно в течение первых четырех лет обучения, но и, изменив порядок и содержание материала, пройти в школе весь курс высшей математики по крайней мере в объеме первых двух курсов университетов.

Список литературы: 

1. Абрамсон Я.И. О развитии математических способностей в начальной школе // Вестник МГУ, серия «Психология», 1993, № 4.
2. Абрамсон Я.И. Преподавание математики (авторская программа) в НОУ «Школа Алеф» (2007 / 2008 уч. г.) [http://festival.1september.ru/articles/511767/].
3. Абрамсон Я.И. Авторская программа преподавания математики в школе-интернате для одаренных детей «Интеллектуал» [http://festival.1september.ru/articles/579242/].
4. Абрамсон Я.И. Обучение одаренных детей математике. 1-й класс (2010 / 2011 уч. г.) [http://festival.1september.ru/articles/602405/].
5. Абрамсон Я.И. Математика. 1 класс. Книга для учителя. Спб., 2012.
6. Видеопрезентация уроков доступна в Интернете по адресу: [http://www.youtube.com/watch?v=PFzjZki1KF4].

Код публикации: 

2322

Издание: 

Страница в издании: 

41