Учебно-методическое обеспечение повышения квалификации региональных тьюторов и учителей основной школы по применению электронных образовательных ресурсов в учебной деятельности

к.пед.н., руководитель проекта, НОУ ДПО «Институт компьютерных технологий»
ассистент факультета государственного управления, МГУ

Впервые в ФГОС начального, основного и общего (полного) образования информационная образовательная среда (ИОС) образовательного учреждения декларируется как одно из требований реализации основной образовательной программы. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) являются компонентами ИОС и, согласно ФГОС, учащимся должен быть обеспечен
доступ к ЭОР, размещенным в федеральных и региональных коллекциях.
На сегодняшний день в Российском образовании создано две основные
коллекции ЭОР:

—  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР), объединяющая разные типы ЭОР;

—  Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

В настоящее время в рамках выполнения проекта «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» продолжается разработка ЭОР для дошкольного образования; создана коллекция ЭОР для начальной школы; конструкторские среды по математике и естествознанию для основной и средней школы и культурно-познавательные ЭОР «История освоения космоса», «Сокровища российских музеев», «Природно-экологические комплексы России». Одновременно в 2011–2012 гг. было разработано учебно-методическое обеспечение повышения квалификации региональных тьюторов и учителей, которое включало:

—  7 программ повышения квалификации и комплекты методических рекомендаций для региональных тьюторов основной школы;

—  9 программ повышения квалификации и комплекты методических рекомендаций для учителей основной школы;

—  видеолекции – 144 видеоролика по 30 минут для основной школы (по 12 видеороликов по 11 учебным предметам – математике, физике, информатике, русскому языку, литературе, химии, биологии, истории, обществознанию, географии и 12 видеороликов по использованию ЭОР для организации внеурочной деятельности учащихся);

—  презентации и дополнительные материалы к видеолекциям.

Продолжительность каждой программы – 108 часов, структурно каждая программа повышения квалификации включала в себя два модуля:

—  инвариантный – «ИОС основной школы», рассчитанный на 36 часов, содержание которого обеспечивало формирование у слушателей профессиональных педагогических компетентностей использования средств ИОС;

—  вариативные – «ЭОР в образовательной деятельности» по 7 предметным группам: математика, физика, информатика, русский язык и литература, химия и биология, география, история и обществознание, каждый из которых был рассчитан на 72 часа, содержание которых обеспечивало формирование у слушателей компетентностей, обеспечивающих возможность анализа и эффективного использования различных типов ЭОР.

В инвариантном модуле рассматривались такие основные вопросы, как:

—  ИОС основной школы – ее структура, требования к компонентам, обеспечению, программные платформы и технологические основы профессиональной деятельности в условиях ИОС.

—  ИОС и средства/инструменты/технологии электронного обучения. Организация дистанционного обучения школьников.

—  Организация педагогического взаимодействия в условиях современной ИОС.

—  Управление ИОС школы и мониторинг учебной деятельности.

Методические рекомендации включали описание методов и форм обучения с ЭОР как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная часть методических рекомендаций была структурирована по темам программы и включала в себя:

—  краткий обзор основных теоретических положений, являющихся основой для осуществления практической деятельности слушателей;

—  перечень рекомендованных ЭОР из рассматриваемых коллекций с их краткой аннотацией;

—  задания для выполнения слушателями, которые были направлены как на формирование системы знаний и умений по вопросам, предлагаемым для изучения, так и на формирование готовности к организации и проведению обучения учителей;

—  методические рекомендации по выполнению предложенных заданий;

—  вопросы и задания для самоконтроля;

—  контрольные задания и рекомендации для их выполнения;

—  список дополнительных источников информации, в том числе Интернет-ресурсов.

Разработанное учебно-методическое обеспечение было апробировано в процессе дистанционного повышения квалификации в 2011–2012 гг. и получило высокую оценку слушателей. В настоящее время учебно-методическое обеспечение размещено в открытом доступе на сайте проекта [http://eor16.gersen.ru/] и может использоваться учителями, тьюторами, преподавателями системы ИПК.

Код публикации: 

2323

Издание: 

Страница в издании: 

43