Психологические условия формирования у школьников умения учиться

к.х.н., доцент, Московский институт открытого образования, Москва
к. соц. н., начальник отдела, МГУ имени М.В.Ломоносова
к. физ.-мат. наук, док. пед. наук, профессор факультета психологии, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва

Одним из главных обретений школьного возраста должна быть готовность ребенка включиться в систему непрерывного самообразования. Для формирования умения учиться школьник должен получить знания о закономерностях своей познавательной деятельности и овладеть механизмами управления своими познавательными действиями.

С этой целью нами разработана полисубъектная модель учебной деятельности школьника [1, 2]. Согласно этой модели, субъекта учебной деятельности целесообразно рассматривать с учетом различных позиций, которые ученик принимает по отношению к предметному материалу или предложенной ему задаче. Согласно этой модели, познавательную активность следует рассматривать как деятельность, осуществляемую на двух уровнях, – флексивном и рефлексивном. Флексивное действие направлено на получение познавательного результата в соответствии с поставленной целью (усвоить тему, решить задачу и т.п.). В этом акте субъект деятельности участвует в двух «ипостасях», – и в качестве субъекта, планирующего действие в соответствии с принятой задачей, и в качестве субъекта, реализующего замысел.

В рефлексивной позиции также намечены две субъектные позиции. Находясь в первой позиции, субъект конкретизирует для себя цель рефлексивного действия (выяснить значение и личностный смысл учебных действий, причину возникших затруднений или негативных эмоций и т.д.) Встав во вторую субъектную позицию, относящуюся к рефлексивному уровняю, школьник старается установить для себя конкретные причины возникновения учебных затруднений, планирует необходимые коррекции, принимает решение о прекращении деятельности, либо, напротив, в случае успеха, строит план его дальнейшего развития.

Таким образом, полисубъектная модель деятельности предполагает, что, в случае возникновения проблемной ситуации, школьник, как субъект деятельности, выступает не менее, чем в четырех позициях. Образно говоря, можно говорить о четырех «субъектах», для которых различными являются
цели, предмет, средства, условия деятельности и ее продукт. Тогда между
«ними» происходит внутренний диалог (точнее полилог), столь знакомый каждому, кто сам ищет решение проблемы в сложной, противоречивой
ситуации. Внутренний полилог является одним из основных механизмов мыслительной деятельности.

Однако, рефлексивная позиция не всегда получает должное развитие. В обыденном восприятии этот недостаток человека определяется образным выражением, – «без царя в голове». В развитой форме этот «царь» обретает более конкретную форму в зависимости от типа решаемых субъектом задач. Рефлексивная позиция обуславливает переход мышления ученика на более высокий уровень ориентировки в своей деятельности. У ребенка как бы появляется свое руководящее начало, задающее самому себе установки на совершение тех или иных конкретных учебных действий. Ранее эта функция была закреплена за учителем, обеспечивающим нужную направленность познавательных усилий ученика.

Целью нашего исследования было изучение условий формирования у школьников умений ориентироваться и действовать в проблемной ситуации на основе внутреннего диалога (вернее полилога). Школьники учились рассматривать ситуацию с различных субъектных позиций, вырабатывая тактические и стратегические планы, как в решении конкретной задачи, так в отношении всего цикла обучения.

В исследовании был применен метод формирующего эксперимента. К обучению по экспериментальной программе привлекались школьники 7–10 классов. На основе этой модели нами был разработан элективный курс дополнительного образования, состоящий из двух модулей: «Как мы познаем мир и самих себя» и «Сам себе педагог». Курсы строились в тесном сопряжении с повторно-обобщающими занятиями по дисциплинам естественнонаучного цикла. Элективные курсы предшествовали выполнению школьниками проектно-исследовательских работ. Педагогический эксперимент показал, что по мере освоения школьником функций, закрепленных за каждой из принятых им субъектных позиций, внутренний диалог в проблемной ситуации усиливался, у ребенка развилась способность к аргументированным рассуждениям и даже продуктивным спорам с самим собой. При этом частота обращения к педагогу за помощью уменьшалась.

Общий итог исследования показал не только существенные сдвиги учащихся в самоорганизации деятельности, умении учиться с большей долей самостоятельности, но также их возросшие возможности оказания педагогической помощи нуждающимся в этом ровесникам.

Список литературы: 

1. Самоненко Ю.А. Учителю физики о развивающем образовании. М., 2011.
2. Самоненко Ю.А., Жильцова О.А., Самоненко И.Ю. Формирование внутреннего диалога у школьников // Национальный психологический журнал. 2012. № 2.

Код публикации: 

2331

Издание: 

Страница в издании: 

55