Подписание Болонского соглашения в конце ХХ в. предопределило вхождение России в единое Европейское образовательное пространство и одновременно потребовало пересмотра образовательных стандартов в нашей стране, как на уровне высшего профессионального образования (ВПО), так и на уровне основного общего образования. В связи с этим одновременно были разработаны новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), для высшего образования – ФГОС третьего поколения, а для среднего образования – ФГОС второго поколения. Эти стандарты значительно отличаются от их предшественников.
В основе ФГОС основного общего образования (ООО), утвержденного в декабре 2010 г. [2], находится системно-деятельностный подход, направленный на обеспечение формирования готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному обучению, а также на развитие активной учебно-познавательной деятельности. ФГОС основного общего образования включает три группы требований:
- К результатам освоения основной образовательной программы ООО;
- К структуре основной образовательной программы ООО и
- К условиям реализации основной образовательной программы ООО.
Если вторая и третья группы требований больше ориентированы
на руководство и администрацию средних общеобразовательных школ [1],
то первая группа требований предусматривает их выполнение каждым
педагогом.
Особенностью требований к результатам освоения основной образовательной программы является их направленность на оценку личностных, метапредметных и предметных результатов. Требования к личностным результатам включают, в первую очередь, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самоопределению, повышение их мотивации к обучению, способность ставить цели и строить жизненные планы. Требования к метапредметным результатам включают освоение универсальных учебных действий, а именно – регулятивных, познавательных и коммуникативных. В педагогической практике коммуникативные действия выражаются в способности учащегося свободно владеть устной и письменной речью, четко аргументировать свою точку зрения. Познавательные действия предполагают, что учащиеся легко дают определения различным понятиям, могут делать обобщения изученного материала и
выделяют причинно-следственные связи, в то время как регулятивные действия связывают с планированием, самооценкой и самоконтролем. Требования к предметным результатам, бесспорно, направлены на освоение специфических знаний и умений для каждой конкретной предметной области. В соответствии с ФГОС основного общего образования изучение предметной области «Естественно-научные предметы» должно обеспечить формирование у
учащихся целого ряда ключевых компетенций, а именно, от представлений о целостности научной картины мира и возрастающей роли естественных наук в современном мире до осознания значимости концепции устойчивого развития. Следовательно, естественным наукам в программе основного общего
образования отводится ключевое место, что влечет за собой возрастание ответственности преподавателей естественных предметов за результаты
своей работы.
Помощь педагогам в реализации требований нового ФГОС основного общего образования оказывает программа МГУ – школе, созданная около трех лет назад и постоянно совершенствующаяся. Так, в текущем учебном году (2012/2013 уч. г.) в ее рамках в МГУ разработано и действует 49 программ повышения квалификации для педагогов средних общеобразовательных учреждений города Москвы, среди которых 16 программ относится к естественным дисциплинам и реализуется в шести подразделениях университета (табл. 1).
№ |
Подразделение МГУ |
Название программы |
1. |
Физический факультет |
|
2. |
Химический факультет |
|
3. |
Биологический факультет |
|
4. |
Факультет биоинженерии и биоинформатики |
|
5. |
Географический факультет |
|
6. |
Музей Землеведения |
|
Таблица 1. Реализация программ повышения квалификации для преподавателей естественных дисциплин школ г. Москвы в МГУ.
Общей особенностью этих программ является не только их направленность на знакомство преподавателей школ с современными научными представлениями в области физики, химии, биологии, географии и экологии, но и их ориентация на развитие творческой активности как преподавателей, так и школьников, и на использование современных информационных технологий. Слушатели этих программ имеют возможность общения с авторами учебников, методических пособий, членами жюри различных олимпиад для школьников, что имеет большое значение для всех, так как преподаватели МГУ также могут получить ответы на волнующие вопросы. Почему изменились абитуриенты, поступающие в университет? Какова их жизненная мотивация? Чем привлекает школьников изучение тех или иных дисциплин? Чем больше всего интересуются учащиеся выпускных классов?
Таким образом, профессиональное общение школьных и вузовских преподавателей через программы повышения квалификации в МГУ дает несомненные результаты, так как способствует взаимосвязи школы и вуза, и реализует принцип непрерывности образования.