Дополнительные образовательные программы в сфере экологии и рационального природопользования (опыт географического факультета МГУ)

д.б.н., профессор географического факультета, МГУ
к.г.н., заместитель декана географического факультета, МГУ

В настоящее время «человеческий фактор» стал одним из важнейших составляющих успеха российской экономики. Квалификация сотрудника, а тем более учителя, определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности. Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием. Базовое образование все больше нуждается в дополнительном.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно вариативно, максимально приближено к требованиям жизни (конкретно) и, в большинстве случаев, непродолжительно. Кроме того, дополнительное образование – поисковая модель образования, апробирующая новые, не всегда традиционные подходы к проведению занятий и формам подачи материала.

Методической основой дополнительного образования в сфере экологии и рационального природопользования на географическом факультете является тридцатилетний опыт работы и научных исследований. В рамках дополнительного образования на географическом факультете созданы и эффективно функционируют программы профессиональной переподготовки «Эстетика и дизайн ландшафта», «Экология и рациональное природопользование». Программы – междисциплинарные, базирующиеся на основах географической науки, включающие элементы биологических, химических, физических, культурологических знаний. Учебные планы программ состоят из ряда модулей, каждый из которых может быть представлен в виде самостоятельной 72 часовой программы повышения квалификации. Подобная вариативность направлена на расширение аудитории, привлечение внимания специалистов, нуждающихся в знании конкретных узких сегментов.

В настоящее время вопрос о повышении квалификации преподавательских кадров в сфере экологии и рационального природопользования привлекает широкое внимание. Географический факультет МГУ предлагает специальные программы для учителей средних школ и преподавателей средних профессиональных учебных заведений: «Школьное экологическое образование: теория и практика» (72 часа) и «Актуальные вопросы географии» (72 часа).

Основу программы «Школьное экологическое образование: теория и практика» составляют курсы, изучающие основные свойства, законы и принципы функционирования экологических систем, новейшие научные данные о пределах устойчивости биосферы и глобальных экологических изменениях.

Основные задачи программы:

  1. Предоставить слушателям современную информацию об экологических проблемах на глобальном, региональном и локальном уровнях.
  2. Познакомить с современными формами и методами проведения экологических исследований.
  3. Сформировать навыки практической работы для реализации школьных экологических проектов, в том числе для осуществления школьного экологического мониторинга.

В рамках лекционных занятий рассматриваются пространственные и временные особенности развития взаимоотношений в системе «человек – общество –окружающая среда» на глобальном, региональном и локальном уровнях. Особое внимание уделено раскрытию понятий «экологический мониторинг» и «школьный экологический мониторинг». Рассматриваются возможности сбора, обработки и анализа пространственной информации, создания школьных ГИС, использования космических снимков в школьных исследовательских проектах.

Программа «Актуальные вопросы географии» в большей степени ориентирована на получение учителями дополнительных знаний и навыков в базисном курсе географии. В рамках программы предполагается подробное знакомство с ФГОСом и требованиями, предъявляемыми к программам. Требования к проектной деятельности в образовательном процессе средней школы подводит нас к необходимости включать экологические модули, принципы и примеры школьных проектов в сфере экологического мониторинга и оценке воздействия на окружающую среду.

Рассмотрение прикладных вопросов позволит учителям получить алгоритмы проведения практических исследований по разным направлениям в зависимости от уровня подготовленности групп. При реализации программ обязательно проводится практикум на учебном оборудовании, предназначенном для осуществления школьного экологического мониторинга и включенном в комплектацию кабинетов географии, биологии и экологии средних общеобразовательных учебных заведений.

Отличительными чертами всех программ дополнительного образования на географическом факультете являются: комплексный междисциплинарный подход, наличие как теоретических, так и прикладных курсов, индивидуальный подход к обучению слушателей, а также обязательные практические занятия.

Код публикации: 

2333

Издание: 

Страница в издании: 

59