Взаимодействие геологического факультета МГУ и московских школ в рамках Фестиваля науки

инженер геологического факультета, МГУ
д.х.н., профессор геологического факультета, МГУ
к.г.-м.н., старший научный сотрудник геологического факультета, МГУ
научный сотрудник геологического факультета, МГУ
к.г-м.н., старший научный сотрудник геологического факультета, МГУ

Несколько лет инновационный центр «Популярная геология» принимает активное участие в проведении Фестиваля науки в МГУ. Фестиваль науки – один из мощнейших инструментов не только взаимодействия школ с университетом, но и профориентации школьников. Кроме того, он способствует решению других важнейших задач современной школы, в том числе – мотивации к обучению, повышению уровня знаний учащихся в смежных с основными интересами областях. Актуальность этого, помимо расширения кругозора, необходимого для формирования разносторонне образованной и развитой личности, возрастает благодаря все более пристальному вниманию к областям, находящимся на стыке традиционных наук.

Для геологического факультета последний пункт особенно важен, так как отдельного предмета «геология» в школьной программе нет. Тем не менее, геология – комплекс наук о Земле, включающий в себя и работу с веществом (геохимия, петрология), и эволюционное учение (палеонтология), и исследования физических полей Земли, в том числе с помощью мощного математического аппарата (геофизика). Приводя к привычным современным школьникам предметам – это не только (и не столько) география, но и химия, биология, физика, математика.

К сожалению, Фестиваль науки до сих пор является инструментом однонаправленным: от университета к школам, и коммуникативной составляющей взаимодействия не хватает. Во время Фестиваля мы провели небольшой опрос посетителей на геологическом факультете. Результаты, в целом, плачевны. Было опрошено (случайным образом) 50 человек, пришедших на факультет. Получились следующие результаты:

1. Информацию о Фестивале науки посетители получили преимущественно из сети Интернет (31 человек), от знакомых (16), и всего лишь 4 человека – от учителей, причем 2 из них – в кружке по палеонтологии (доп. образование). Год назад распределение было совсем иным: Интернет – 19 человек, знакомые – 9, и педагоги – 12 (в том числе дополнительного образования – 4). То есть, из школ информация к учащимся приходит с каждым годом все меньше, а то и вовсе не приходит. Возможно из-за того, что она не доходит до школ? Или из-за того, что учителя не видят в Фестивале науки еще одного инструмента в обучении? Возможно также, что при общей загруженности школьников выделить день на посещение музея или Фестиваля науки не представляется возможным.

2. Наибольшее количество посетителей было представлено учащимися (34 чел.), 17 – работающих, 3 – в отпуске по уходу за ребенком (можно было дать более 1 варианта ответа). Столь большое количество учащихся объясняется тем, что факультет расположен в Главном здании университета и некоторую часть посетителей составляют... сами студенты МГУ! Особенно это актуально для первокурсников, которые недавно начали изучать геологию и имеют возможность изменить специализацию. Также значительная часть – это студенты, которые вроде бы и учатся «абы где», но ищут куда можно перевестись или поступить заново. То есть, проблема с профориентацией выпускников школы налицо.

3. Возраст участников: 18–23 года – 21 человек, это преимущественно студенты. 13 школьников, из которых 7 – младшего и среднего школьного возраста, 6 – старших классов. 16 человек старшего возраста. Фестиваль ориентирован на популяризацию науки в первую очередь среди школьников. При этом школьники средней и старшей школы, его целевая аудитория, составляют лишь 12–15 % от всех посетителей. Год назад картина сильно отличалась: дошкольники и младшая школа – 14 человек, средняя и старшая школа – 25 человек (45 %), студенты – 8, люди более старшего возраста – 8. И мы связываем это именно с тем, что в прошлом году на Фестиваль приходили целыми классами или группами от школы (14 человек из опрошенных в 2011 г. против 2 в 2012 г.), а в этом чаще поодиночке или с семьей.

Мы понимаем, что данные опроса не слишком репрезентативны, но они отражают качественную картину происходящего на Фестивале.

В расширении кругозора школьников и их профориентации заинтересованы как учебные заведения среднего образования – школы, гимназии, лицеи, так и университет. Ожидания вузов очевидны: чем полнее и актуальнее будут знания будущих абитуриентов, тем более осознанным окажется выбор ими направления дальнейшего обучения. Это особенно важно в рамках концепции непрерывного образования. Наиболее полно решать упомянутые задачи возможно только совместными усилиями; следует расширять взаимодействие школ и университета по этим направлениям. Мощным инструментом подобной кооперации являются Фестивали науки и Дни открытых дверей, проводимые всеми факультетами. Однако усилий только университета недостаточно, необходимо более деятельное и активное участие средних учебных заведений как на стадии подготовки этих мероприятий, так и при подведении их итогов. Мы можем только выйти с предложением: Рекомендовать к включению в образовательный стандарт посещение музеев и Фестивалей науки. Помимо прочего, не хватает системы обратной связи, например, для ответа на следующие вопросы:

  1. Чего преподаватели и ученики ожидают от Фестиваля науки? Оправдываются ли эти ожидания? Каковы результаты с точки зрения обеих категорий – и в первую очередь учителей?
  2. Какие печатные издания: газеты, журналы («География (физика, биология...) в школе», «Химия и жизнь» и т.п.) или Интернет–порталы можно использовать для своевременного анонса?

Можно ли задействовать Окружные управления образованием для оповещения о мероприятиях и сопровождения групп заинтересованных школьников от района, и как это организовать?

Код публикации: 

2336

Издание: 

Страница в издании: 

62