Почвоведение и экология для школьников

к.б.н., заместитель декана факультета почвоведения, МГУ
к.б.н., старший научный сотрудник Института экологического почвоведения, МГУ

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [1] определил одним из важнейших принципов государственной политики экологическое образование и просвещение, что особенно актуально для сохранения почвенных ресурсов России. Процесс формирования экологической культуры необходимо начинать с детства. К сожалению, в школьной программе количество часов, посвященных изучению проблем экологии и охраны окружающей среды, сокращается. Крайне мало знаний учащиеся получают о почвах и их роли в благополучии планеты. Это связано как со сложностью самого объекта, так и с почти полным отсутствием современной научной информации по почвоведению в школьных учебниках.

Между тем, потребность в специалистах – экологах и почвоведах в стране возрастает с каждым годом. Факультет почвоведения МГУ является самым крупным в России учебным заведением данного направления в системе университетского образования, готовящим специалистов по двум специальностям – «Почвоведение» и «Экология и природопользование». На факультете и в сотрудничающих с ним структурных подразделениях МГУ сформировалась система работы с педагогами основного и дополнительного образования и учащимися средних школ в области экологии и почвоведения.

Так, вот уже более четверти века на факультете почвоведения МГУ существует «Школа юного почвоведа», преобразованная в последние годы в «Школьный кружок по почвоведению и экологии» [2]. В рамках кружка дважды в год проводятся Круглые столы «Почвы: проблемы, вопросы, исследования», на которых ребята из московских школ могут познакомиться с различными направлениями научной деятельности факультета и представить результаты своих первых самостоятельных исследовательских работ.

С 1997 г. Институт экологического почвоведения МГУ реализует Российский телекоммуникационный проект «Экологическое Содружество», объединивший в единую сеть более 300 образовательных учреждений Российской Федерации [3]. География Проекта охватывает всю территорию России и несколько регионов стран СНГ. В рамках Проекта ежегодно проходят обучение и участвуют в мероприятиях по охране природы более 4500 школьников, методическую помощь получают более 500 учителей и педагогов дополнительного образования. В Проекте разработана и прошла апробацию серия пособий и методических материалов по экологии и почвоведению, регулярно проводятся семинары для педагогов, мастер-классы для школьников разного возраста, занятия в летних экологических лагерях. На сайте Проекта работает семь форумов, осуществляющих образовательную и консультационную поддержку. С 1999 г. ежегодно проводится Всероссийская Интернет-конференция «Природу России сохранят дети» [4].

Узы сотрудничества связывают факультет почвоведения и Институт экологического почвоведения с музеем землеведения и Экоцентром МГУ. Сотрудники факультета участвуют в работе Малой Академии МГУ, где с 2007 г. организованы занятия по модулю «Науки о жизни и Земле». В осеннем семестре ребят знакомят с естественными науками и их современными достижениями, а в весеннем семестре учащиеся под руководством сотрудников МГУ выполняют самостоятельные исследовательские проекты [5].

В 2011/2012 уч. г. в МГУ была впервые проведена Олимпиада «Ломоносов» по комплексу предметов «Экология» (школьные предметы экология, биология, география). Организатор Олимпиады – факультет почвоведения, соорганизаторы – Институт экологического почвоведения, музей землеведения, Экоцентр и биологический факультет МГУ. Участие в Олимпиаде помогает школьникам систематизировать полученные знания, развивает межпредметные связи, расширяет кругозор, прививает навыки научно-исследовательской работы и, в конечном итоге, способствует успешному выбору будущей профессии и поступлению в вуз.

В Олимпиаде «Ломоносов» по экологии в 2011/2012 уч. г. приняли участие 452 учащихся 4–11 классов, представлявших 269 школ из 61 субъекта Российской Федерации и 9 школ из Казахстана, Таджикистана и Украины. Восемнадцать школьников 6–11 классов из 11 регионов России и города Саркан Республики Казахстан стали ее победителями и призерами. Восемь учащихся 11 класса из числа участников заключительного этапа Олимпиады успешно прошли вступительные испытания в Московский университет и с сентября 2012 г. были зачислены на факультет почвоведения МГУ в качестве студентов.

Список литературы: 

1. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7 Ф3 [http://www.consultant.ru/popular/okrsred].
2. Рыхликова М.Е., Рахлеева А.А., Мартыненко И.А. Экологическое почвоведение для средней школы: методы популяризации и инновационные подходы в МГУ // Почвы в биосфере и жизни человека. М., 2012. С. 545–560.
3. Российский телекоммуникационный проект «Экологическое Содружество» [http://www.ecocoop.ru].
4. Рыхликова М.Е. Опыт создания и функционирования системы дистанционного экологического обучения школьников и повышения квалификации педагогических кадров // Роль почв в биосфере: Труды Институа экологического почвоведения МГУ. 2005. № 5. С. 153–166.
5. Попова Л.В. Профессиональное ориентирование школьников через занятия в Малой Академии МГУ – модуль «Науки о Жизни и Земле» // Новые образовательные программы МГУ и школьное образование: Материалы конференции. М., 2012. С. 48–50.

Код публикации: 

2337

Издание: 

Страница в издании: 

64