Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [1] определил одним из важнейших принципов государственной политики экологическое образование и просвещение, что особенно актуально для сохранения почвенных ресурсов России. Процесс формирования экологической культуры необходимо начинать с детства. К сожалению, в школьной программе количество часов, посвященных изучению проблем экологии и охраны окружающей среды, сокращается. Крайне мало знаний учащиеся получают о почвах и их роли в благополучии планеты. Это связано как со сложностью самого объекта, так и с почти полным отсутствием современной научной информации по почвоведению в школьных учебниках.
Между тем, потребность в специалистах – экологах и почвоведах в стране возрастает с каждым годом. Факультет почвоведения МГУ является самым крупным в России учебным заведением данного направления в системе университетского образования, готовящим специалистов по двум специальностям – «Почвоведение» и «Экология и природопользование». На факультете и в сотрудничающих с ним структурных подразделениях МГУ сформировалась система работы с педагогами основного и дополнительного образования и учащимися средних школ в области экологии и почвоведения.
Так, вот уже более четверти века на факультете почвоведения МГУ существует «Школа юного почвоведа», преобразованная в последние годы в «Школьный кружок по почвоведению и экологии» [2]. В рамках кружка дважды в год проводятся Круглые столы «Почвы: проблемы, вопросы, исследования», на которых ребята из московских школ могут познакомиться с различными направлениями научной деятельности факультета и представить результаты своих первых самостоятельных исследовательских работ.
С 1997 г. Институт экологического почвоведения МГУ реализует Российский телекоммуникационный проект «Экологическое Содружество», объединивший в единую сеть более 300 образовательных учреждений Российской Федерации [3]. География Проекта охватывает всю территорию России и несколько регионов стран СНГ. В рамках Проекта ежегодно проходят обучение и участвуют в мероприятиях по охране природы более 4500 школьников, методическую помощь получают более 500 учителей и педагогов дополнительного образования. В Проекте разработана и прошла апробацию серия пособий и методических материалов по экологии и почвоведению, регулярно проводятся семинары для педагогов, мастер-классы для школьников разного возраста, занятия в летних экологических лагерях. На сайте Проекта работает семь форумов, осуществляющих образовательную и консультационную поддержку. С 1999 г. ежегодно проводится Всероссийская Интернет-конференция «Природу России сохранят дети» [4].
Узы сотрудничества связывают факультет почвоведения и Институт экологического почвоведения с музеем землеведения и Экоцентром МГУ. Сотрудники факультета участвуют в работе Малой Академии МГУ, где с 2007 г. организованы занятия по модулю «Науки о жизни и Земле». В осеннем семестре ребят знакомят с естественными науками и их современными достижениями, а в весеннем семестре учащиеся под руководством сотрудников МГУ выполняют самостоятельные исследовательские проекты [5].
В 2011/2012 уч. г. в МГУ была впервые проведена Олимпиада «Ломоносов» по комплексу предметов «Экология» (школьные предметы экология, биология, география). Организатор Олимпиады – факультет почвоведения, соорганизаторы – Институт экологического почвоведения, музей землеведения, Экоцентр и биологический факультет МГУ. Участие в Олимпиаде помогает школьникам систематизировать полученные знания, развивает межпредметные связи, расширяет кругозор, прививает навыки научно-исследовательской работы и, в конечном итоге, способствует успешному выбору будущей профессии и поступлению в вуз.
В Олимпиаде «Ломоносов» по экологии в 2011/2012 уч. г. приняли участие 452 учащихся 4–11 классов, представлявших 269 школ из 61 субъекта Российской Федерации и 9 школ из Казахстана, Таджикистана и Украины. Восемнадцать школьников 6–11 классов из 11 регионов России и города Саркан Республики Казахстан стали ее победителями и призерами. Восемь учащихся 11 класса из числа участников заключительного этапа Олимпиады успешно прошли вступительные испытания в Московский университет и с сентября 2012 г. были зачислены на факультет почвоведения МГУ в качестве студентов.