Новые учебно-методические пособия для школьников по кристаллографии и палеонтологии

д.х.н., профессор геологического факультета, МГУ
к.г-м.н., старший научный сотрудник геологического факультета, МГУ

Сотрудники геологического факультета МГУ предлагают вниманию учителей учебно-методические пособия по кристаллографии и палеонтологии, которые могут быть использованы на уроках химии и биологии при прохождении разделов по физике, химии и математике и различных разделов биологии, в том числе по эволюции органического мира.

Кристаллы всегда привлекали к себе внимание и детей, и взрослых своей красотой, совершенством форм и удивлением – как-то не верится, что их образование – проявление процессов самоорганизации материи. Отсюда поиск творца и мистических свойств камня. Каждый человек задумывался о том, как же устроен кристалл, не случайно популярные книги, посвященные кристаллографии (например, книги М.П. Шаскольской) моментально исчезали из продажи. Популярных книг по кристаллографии очень мало, а учебно-методические пособия, обращенные к педагогам, работающим с детьми, практически отсутствуют. Конечно, в некоторых центрах детского образования в России есть очень хорошие геологические кружки, но и там кристаллография преподается порой бессистемно, кружки не оснащены наглядными пособиями; иногда кристаллографию в таких кружках попросту некому преподавать. Это обстоятельство побудило создать пособие «Занимательная кристаллография» (авторы: Н.Н. Еремин и Т.А. Еремина), которое может быть полезно для школьников, решивших самостоятельно ознакомиться с основами кристаллографии в объеме, достаточном для успешного участия в школьных олимпиадах по геологии. Среди них можно выделить Московскую открытую олимпиаду школьников по геологии и олимпиаду «Земля и человек», проводимые ежегодно геологическим факультетом МГУ и Российским государственным геологоразведочным университетом имени Серго Орджоникидзе, соответственно. Авторы стремились изложить трудный и новый для большинства читателей материал максимально простым языком. Однако книга отнюдь не предназначается для легкого и развлекательного чтения. Читателю придется проявить определенное терпение, чтобы освоить некоторые трудоемкие разделы пособия. Авторы надеются, что наградой за терпение будет удовлетворение от дальнейшего изучения кристаллографии – замечательной науки о самых прекрасных творениях неживой природы. Также это пособие может быть полезно для преподавателей геологических кружков при составлении планов занятий по данной дисциплине.

Методически материал пособия разделен на три ступени, соответствующие возрасту школьников: первая ступень ориентирована на школьников 6–8 классов, вторая – на 9–10 класс и третья – на выпускной класс общеобразовательной школы. Каждый урок дополняется контрольными вопросами и упражнениями, помогающими закреплению пройденного материала. Каждая ступень завершается практическим занятием. В приложениях к пособию приведен дополнительный иллюстративный материал, который может быть полезен при изучении предмета, представлены полезные ссылки на литературу и ресурсы Интернет, разобрана работа кабинета кристаллографии на олимпиаде школьников по геологии в МГУ, а также приведены ответы к упражнениям каждой ступени. Учитывая тот факт, что для многих читателей будет непросто получить доступ к учебным моделям кристаллических многогранников, в приложениях дополнительно приведены развертки для самостоятельной склейки некоторых модельных кристаллов.

Другое пособие называется «Палеонтология. Преподавание палеонтологии в естественноисторических музеях Москвы» (авторы: Е.М. Тесакова, В.С. Ионкина, М.В. Касаткин, Е.М. Кирилишина, И.Л. Сорока, А.И. Тарлецков, А.В. Тихомирова, А.В. Шаповалов, А.С. Шмаков). Это новаторская методическая разработка по музейному преподаванию предмета, не имеющая аналогов в учебной или методической литературе. Пособие представляет собой своеобразный путеводитель по биологическим и палеонтологическим экспозициям всех естественноисторических музеев Москвы: Биологического, Зоологического, Дарвиновского, Палеонтологического, музея-театра Ледниковый период, Геологического и музея землеведения МГУ. Для каждого из них составлен повитринный тематический указатель и приведены схемы расположения витрин в соответствующих залах.

Выставленные на витринах экспонаты и тематические тексты не только иллюстрируют пройденные на уроках темы, они могут выступать как поясняющие и обучающие объекты для самостоятельной работы учащихся. В пособии приводится список тем по биологии и палеонтологии для рефератов разной степени сложности.

Пособие может использоваться в старших классах школ на уроках биологии (особенно в школах с биологическим уклоном), на занятиях в геологических и палеонтологических секциях, школах и кружках в центрах внешкольного дополнительного образования. Оно рассчитано на преподавателей биологии и палеонтологии, желающих не только максимально разнообразить методику подачи материала, но и привлечь дополнительные, выходящие за рамки аудиторного курса, объекты и темы. Им адресованы: методическая часть, где предлагаются различные подходы к музейному преподаванию, краткие сведения о специфике описанных музеев и их возможностях, список тем для самостоятельной работы учащихся в музеях и собственно путеводители по музеям, с характеристикой тематик и наиболее ярких образцов, представленных в каждой из витрин описанных музеев. Другой категорией пользователей являются учащиеся, которые с помощью пособия могут определить, в каких именно музеях освещена заданная тема и в каких витринах, что максимально упростит им выполнение задания.

Подробная информация о новых пособиях также представлена на сайте «Популярная геология» [http://popular.geo.web.ru].

Код публикации: 

2338

Издание: 

Страница в издании: 

65