Программное обеспечение курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в соответствии с требованиями ФГОС

д.пед.н., профессор, зав. кафедрой экологического образования и устойчивого развития, Московский институт открытого образования
к.х.н., доцент кафедры экологического образования и устойчивого развития, Московский институт открытого образования

Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» введен в Московский базисный учебный план приказом Департамента образования города Москвы в качестве самостоятельного предмета. Курс направлен на организацию образовательной деятельности учащихся в соответствии с компетентностным и системно-деятельностным подходами, а также ориентирован на использование современных педагогических технологий, обеспечивающих развитие у учащихся собственной мотивации и ответственности за результат обучения. Первое издание пособия было выпущено в 2008 г. и прошло успешную апробацию в школах Москвы.

Второе издание учебно-методического комплекса (программа, учебное пособие, методические рекомендации для учителя) ориентировано на реализацию требований ФГОС к экологической подготовке учащихся. В содержании курса подробно представлены ключевые экологические понятия и законы, фундаментальные научные труды и международные документы, посвященные проблематике устойчивого развития, а также экологические, социальные и экономические особенности Московского региона. В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования данный курс может быть включен в учебные планы образовательных учреждений как дополнительный предмет по выбору обучающихся «Экология моего края» в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения.

Учебный курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» предназначен для преподавания предмета в 10 (11) классе средних общеобразовательных школ города Москвы. Программа курса отвечает требованиям сегодняшнего дня, так как ее содержательную основу составляет диалектическое понимание взаимоотношения человек – общество – природа. Курс охватывает широкий круг проблем как естественнонаучного, так и гуманитарного, аксиологического, культурологического характера (идеи природного и культурного наследия, культуры мира) и базируется на принципах системности, научности, социальной значимости. Особое внимание в курсе уделяется познавательным и практическим умениям экологического характера.

Цель курса – формирование личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся на экологическом содержании в соответствии с ФГОС.

Результатом реализации программы является формирование экологических знаний, умений, навыков и развитие социально-личностных качеств учащихся, необходимых для воплощения идей устойчивого развития.

Предметные результаты. Освоение: основных понятий и законов современной экологии; принципов устойчивого развития; особенностей становления современной экологической ситуации Москвы, специфики городских экосистем, демографических и социально-экономических особенностей Москвы; особенностей экологического каркаса города, характерных черт городской флоры и фауны; функционально-планировочной структуры города, оптимизации систем жизнеобеспечения горожан; основных принципов ресурсосбережения. Формирование умений: оценивать экологическое состояние окружающей среды методами локального учебного мониторинга; содействовать решению социально-экологических проблем в Московском регионе.

Метапредметные результаты: грамотно работать с информацией (добывать из различных источников, обобщать, систематизировать и анализировать, умело применять на практике); четко определять проблемы и причины их возникновения; формировать и отстаивать собственное мнение; выявлять причинно-следственные связи различных процессов, в том числе – экологических, принимать решения по их устранению; использовать коммуникативные
умения при разработке стратегии решения экологических проблем; работать
в команде; аргументировать и представлять свою позицию в форме проектов, презентаций и т.д.

Личностные результаты: бережно и ответственно относиться к объектам окружающей среды; воспринимать природу как ценностный объект охраны и защиты; ответственно относиться к коллективному результату деятельности; выработка гражданской позиции, связанной с ответственностью за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей; развитие умения самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике; принимать и осуществлять перемены, осуществлять выбор, быть ответственным за результат собственных действий, уметь предотвращать конфликтные
ситуации; приобретение коммуникативных умений и опыта сотрудничества
для выявления социально-экологических проблем и путей их решения; формирование адекватной самооценки учебной и социально-значимой деятельности, уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей.

Освоение базового уровня программы рассчитано на 34 часа (1 ак. час в неделю), расширенного – на 68 часов (2 ак. часа в неделю).

Тема

Общее кол-во часов

Теоретические
занятия

Практические

и игровые занятия, читательские конференции

Введение

2

2

-

Раздел I. Жизнь на Земле

12

9

3

Раздел II. Особенности цивилизации XXI в.

13

7

6

Раздел III. Природные и социально-экономические факторы формирования окружающей среды

27

12

15

Раздел IV. Система жизнеобеспечения. Экологическая безопасность

12

9

3

Обобщающие (итоговые) уроки курса

2

-

2

Итого

68

39

29

 

Таблица 1. Учебно-тематическое планирование курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» (68 часов).

Для реализации содержания курса была разработана технология экологического образования для устойчивого развития (ЭОУР). Технология ЭОУР включает три стадии. Первая стадия направлена на выявление первоначальной осведомленности по теме обсуждения и предполагает обязательную опору на первоначальные экологические знания, имеющиеся у школьников по естественнонаучным, гуманитарным и техническим дисциплинам, а также создание условий для активной образовательной деятельности. На второй стадии происходит соотнесение имеющихся знаний с новым метапредметным содержанием, осмысление и представление их в индивидуальном для каждого ученика переработанном виде. На третьей стадии осуществляется творческое переосмысление новых знаний, применение их в исследовательской, природоохранной и социально-значимой деятельности, направленной на содействие решению социально-экологических проблем; выработка собственной позиции, адекватная само- и взаимооценка.

Данная технология носит универсальный характер, применима к любому предмету и этапу обучения, позволяет научить школьников не просто находить информацию в различных источниках, но и определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации, прогнозировать последствия своих решений и нести за них ответственность. Знания и опыт, полученные в рамках этой технологии, становятся значимыми и актуальными для каждого ребенка, способствуют личностному росту и социализации, ощущению собственной значимости в обществе.

Код публикации: 

2339

Издание: 

Страница в издании: 

67