Преподавание географии и ФГОС основной образовательной школы

учитель географии, ГБОУ СОШ «Школа Здоровья» № 1029, Москва

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – веление времени.

Положительно в ФГОС следующее:

  1. ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось наше образование.
  2. Это поворот от «школы знаний» к «школе умений». Именно поэтому в основе реализации стандарта лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.
  3. Преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной и основной школы.

ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии. На современном этапе цель географического образования – формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. Цель школьной географии имеет три уровня: 1) формирование научной картины мира; 2) приобретение школьниками знаний и умений; 3) воспитание и всестороннее развитие личности. Изменились цели, меняется концепция предмета «география». Произошла интеграция школьной географии. Деления предмета на физическую и экономическую географию нет, есть единый предмет. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем, то есть изучается географическая среда, в которой живет человек.

География стала относиться к общественно-научным предметам. На первый план в содержании географического образования выходит деятельностная составляющая. Операционная часть знаний – это те приемы и способы деятельности, выработанные у школьника и определяющие уровень его готовности к решению различных задач (в познавательной, трудовой, коммуникативной, бытовой и др. сферах деятельности).

Сейчас перед учителем географии стоит иная методическая задача. Она выражается в практической направленности обучения. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни. А это возможно только при расширении границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы. Через проекты, музейную деятельность, кружки, факультативы, практические работы на местности и т.д. Необходимо оптимальное сочетание между познавательной и игровой деятельностью.

Одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы стоит вопрос: Как подготовить учителя к работе по новым стандартам?

Здесь есть свои трудности: неподготовленность учителей к созданию условий для реализации деятельностного подхода, формированию универсальных учебных действий, новой системы оценки знаний; устаревшая система педагогического образования.

Современный учитель должен иметь ряд компетенций для реализации поставленных задач. Согласно материалам Н.Л. Галеевой (к.пед.н, доцент кафедры управления развитием школы (ФПК ППРО) МПГУ) была разработана система компетенций современного учителя географии (Рис. 1).

На современном этапе произошло изменение роли учителя: от учителя-лектора, к роли учитель-наставник.

При построении уроков теперь необходимо придерживаться новых принципов в работе:

  1. Принципы преемственности, последовательности, систематичности образования;
  2. Принцип формирования и использования универсальных учебных действий;
  3. Принцип развивающей познавательной деятельности;
  4. Принцип формирования межпредметных связей.

Рисунок 1.

При всем при этом, учитель должен создать условия для успешности обучающихся. Сформировать социально-активную, гармонично развитую, профессионально компетентную личность обучающегося. А это все возможно, если отношения между учителем и учеником будут направлены на сотрудничество, совершенствование, сопереживание и созидание. Вследствие чего выпускник сможет самовыражаться, самообразоваться и саморазвиваться.

Список литературы: 

1. Нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М., 2011.
3. Примерные программы по учебным предметам. География. 5–9 классы. М., 2011.
4. Галеева Н.Л. Система компетенций как инструмент управления качеством образования. М., 2007.
5. ФГОС. География [http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2699].

Код публикации: 

2340

Издание: 

Страница в издании: 

69