Развитие исследовательских способностей школьников 8–9 классов в Вечерней физической школе при физическом факультете МГУ

к.ф.-м.н., доцент, директор, Вечерняя физическая школа при МГУ

Традиционно обучение физике (и другим предметам) в школе направлено на то, чтобы вместить в детей определенное количество формул, определений и другой информации. Однако современное развитие науки и техники идет настолько стремительно, что учебники не могут отслеживать новые горизонты науки (и давно уже не стремятся к этому). В результате школьная физика не ассоциируется у детей с развитием современных технологий, а выглядит архаичной наукой. Неудивительно, что новые образовательные стандарты требуют от педагогов уже не столько передавать школьникам информацию, сколько их обучать самостоятельно эту информацию получать.

Данное качество особо необходимо одаренным школьникам, предполагающим в дальнейшем получить высшее физико-техническое или естественнонаучное образование. В связи с этим необходимо изменение направления от репродуктивного обучения к исследовательскому, когда школьники становятся не пассивными, а активными действующими лицами [1].

В Вечерней физической школе при физическом факультете МГУ (ВФШ) преподаватели (в основном – студенты физического факультета МГУ) придерживаются следующих принципов:

1. Не подавать материал в виде «упавших свыше» прописных истин. Если тема занятия связана с молекулярной теорией, то оно начнется не с записи под диктовку основных положений МКТ, а с вопроса: «если бы вы попали во времена Аристотеля, как бы вы обосновали существование атомов и молекул?» Школьники становятся активными участниками, и сами пытаются аргументировать давно известный им факт. Преподаватель в этом случае может выступить оппонентом, и выдвигать аргументы против атомизма.

2. Стараться избегать абстрактных, надуманных задач «меловой физики». Опыт показывает, что задачи, существующие только на кончике мела, которым учитель водит по доске, не вызывают интереса у школьников. Поэтому преподаватели стараются брать примеры из окружающих школьника природных явлений или мира техники.

3. Не стремиться разбирать много задач. Когда задач много, школьник озабочен лишь тем, чтобы переписать содержимое доски. Ему некогда задуматься над ходом решения, тем более, ему некогда попытаться решить задачу самому.

4. Поощрять любые вопросы по физике, пусть даже выходящие за рамки школьной программы. Конечно, это не значит, что если школьника интересуют «черные дыры», преподаватель тут же начнет ему рассказывать о них. Но преподаватель поинтересуется, что школьник уже знает по этой теме, и что он еще хотел бы узнать, поможет подобрать литературу. При наличии достаточного интереса у школьника, можно предложить сделать школьнику доклад. О проблемах, связанных с подготовкой доклада и презентации можно прочитать в [2]. Иногда интерес школьника может побудить его провести исследовательскую работу.

При проведении проектно-исследовательских работ возникают следующие проблемы:

  1. Отсутствие опыта проведение проектно-исследовательских работ у преподавателей – студентов;
  2. Отсутствие учебных пособий и разработок по проведению проектно-исследовательских работ;
  3. Отсутствие оборудования, адаптированного к уровню экспериментальных умений школьников;
  4. Низкая мотивация проведения подобных работ у самих школьников, поскольку победители и призеры конкурсов проектно-исследовательских работ, в отличие от победителей и призеров олимпиад, не могут учесть свои творческие результаты в качестве ЕГЭ или вступительных экзаменов.

Для преодоления трех первых из указанных проблем был разработан курс занятий, который, наряду с традиционными методами решения задач повышенной сложности, включает знакомство школьников с численными методами. Опыт проведения проектно-исследовательских работ изложен в [2–6].

Список литературы: 

1. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2009.
2. Рыжиков С.Б. Развитие исследовательских компетенций школьников при выполнении исследовательских работ по физике с использованием численного моделирования. М., 2012.
3. Рыжиков С.Б. Беседы и компьютерные расчеты, касающиеся нескольких занимательных задач механики. М., 2012.
4. Рыжиков С.Б. Измерение силы сопротивления воздуха // Физика в школе. 2008. № 3. С. 37–40.
5. Михайлов Е.А., Рыжиков С.Б. Проведение проектно-исследовательских работ со старшеклассниками на примере решения классической задачи гравитационного линзирования // Всероссийский съезд учителей физики в МГУ: Сборник трудов. М., 2011. С. 241–243.
6. Рыжиков С.Б. Проектно-исследовательские работы – как способ развития интереса к физике у школьников 7–9 классов // Всероссийский съезд учителей физики в МГУ: Cборник трудов. М., 2011. С. 205–207.

Код публикации: 

2341

Издание: 

Страница в издании: 

71