В настоящее время наблюдается некоторый спад интереса у подрастающего поколения к профессиям научно-исследовательского направления, в то время как фундаментальная наука в стране испытывает дефицит свежих кадров. В тоже время наблюдается переизбыток специалистов отдельных профессий – юристов, экономистов и некоторых других. Отсутствие должной работы с учащимися, особенно по популяризации профессий естественнонаучного направления, приводит к недооценке школьниками будущих профессиональных возможностей.
В ситуациях, когда учитель вынужден выбирать, какой инструмент – «кнут» или «пряник» – использовать для повышения интереса и успеваемости по преподаваемому предмету, на помощь могут придти специально организованные конференции для школьников, которые способствуют как поднятию интереса к выбранной теме конференции, так и к предмету в целом, а также способствуют профессиональному самоопределению школьников.
Первый этап в проведении конференции – выбор темы. Тема должна быть актуальной, обладающей пулом «белых пятен» для исследовательской деятельности учащихся и достаточно несложной – доступной для понимания учащимися разных классов (возможны комбинации «младшие – средние классы», «средние – старшие классы»). Выбор темы демонстрирует степень актуальности проблемы, интерес к ней.
Следующий этап – выбор тем для доклада. Самостоятельный выбор учащимися тем для доклада, а также добровольная заявка выступить с докладом способствуют пониманию проблематики темы и в то же время – путей решения поставленных внутри темы задач. Хорошо, если и выбор тем и решение об участии в конференции будут добровольным решением самого учащегося, однако, не исключается и ориентирующее участие преподавателя: помощь в выборе тем докладов может способствовать как более яркому выступлению уже достаточно подготовленного ученика, так и стимулировать интерес у отстающего.
Далее начинается наиболее длительный и важный этап – подготовка участниками докладов. Этот этап дает школьнику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой, исследовательской деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Учащемуся предстоит сложный путь решения «взрослой» исследовательской проблемы и предполагается, что он пройдет все этапы своего микроисследования, как это делает в своей работе ученый:
- Постановка проблемы;
- Сбор фактов;
- Формулировка гипотезы;
- Проверка гипотез (при возможности – не исключен эксперимент);
- Воспроизводимость результатов;
- Выводы.
Проделанная работа способствуют формированию у учащегося навыков самостоятельной работы, исследовательской культуры, так как ему предстоит самостоятельный поиск литературы, ее анализ – выявление противоречий и сходства мнений различных исследователей, понимание роли личности исследователя, собственной степени доверия к исследователю – ведь школьнику предстоит выбрать из многообразия цифр и данных нужные, информативные и достоверные. Все выше перечисленное способствуют развитию аналитического мышления – умению сравнивать, синтезировать, анализировать, критиковать, обобщать.
Следующий этап – собственно конференция. Лучше, если все ее этапы, начиная от регистрации и заканчивая принятием резолюции, будут проделаны самостоятельно учащимися – это позволит ощутить торжественность мероприятия, свою сопричастность «взрослой» научной жизни, ощутить ответственность за судьбу мероприятия.
Публичный доклад – еще одна форма самопрезентации школьника – позволяет проявиться индивидуальным научным склонностям. Участие способствует формированию таких коммуникативных компетенций школьника как диалог, умение участвовать в дискуссии, уважение к мнению оппонента, критическое восприятие информации.
Заключительный этап – принятие резолюции – своеобразная проверка успешности мероприятия. Этот этап способствует пониманию участниками конференции актуальности выбранной темы, степени нерешенности и «решаемости» обсужденных проблем и, как правило, своей роли в решении этой проблемы. Как правило, школьники принимают достаточно практичные решения и часто предлагают смелые и радикальные пути – в силу пресловутого юношеского максимализма, где демонстрируют свое понимание роли в решении поставленной задачи и готовность реально изменять повседневную жизнь.
Неплохим стимулом для продолжения исследовательской деятельности и повышения интереса к ней, а также ориентиром для будущего профессионального самоопределения может стать участие в конференции для школьников успешных представителей профессии, известных ученых и профессоров. Банальное участие в школьной конференции может стать для школьника первым шагом в будущую профессию, а, может быть, и шагом в большую науку.
Таким образом, школьные конференции могут способствовать взаимодействию науки и школы, профессиональной ориентации школьников, а также устранению таких проблем как:
— недостаточная информированность учащихся о тех или иных профессиях и профессиональных возможностях;
— трудности самоопределения;
— отсутствие четко выраженных интересов у школьников.