Использование метода проектов в эколого-биологическом образовании

учитель биологии и экологии, ГОУ лицей № 1590 при МГТУ имени Н.Э. Баумана

Использование метода проектов позволяет реализовать деятельностный подход при обучении биологии. Этот метод организации самостоятельной работы учащихся по решению учебных биологических и экологических проблем имеет для школьников личностный смысл. «Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот сущность и основной тезис современного понимания метода проектов.

В чем специфика и развивающее воздействие на личность проектной деятельности? Проектная деятельность – самостоятельное решение школьником (группой школьников) одной из целого ряда учебных биологических и экологических проблем, а главное – практическое применение полученных знаний. В результате ученики под руководством учителя самостоятельно решают проблемы, получают реальный и ощутимый результат познания и исследовательской деятельности.

Следует сказать, что как вид самостоятельной работы любой проект можно назвать творческим. Творчество ученика проявляется в созданном продукте. Это развивающее воздействие, личностный смысл и социальное значение полученного результата. В этом мотивирующее воздействие проектной деятельности, поскольку школьники лично заинтересованы в приобретаемых знаниях, которые пригодятся им в жизни. Учитель может подсказать ученику тему проекта, новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска практического воплощения проекта.

Над проектом ребята могут работать индивидуально или в группе. Темы проектов должны удовлетворять профессиональные, познавательные, творческие, прикладные потребности и интересы, развивать способности учащихся. Поэтому после каждого раздела учебника предлагаются соответствующие биологические и экологические темы по природопользованию, сохранению социальной среды и здоровья. Проект как вид творческой деятельности достаточно сложен в организации. Поэтому учитель помогает школьнику при постановке ведущих и промежуточных целей; в момент поиска путей их решения; при выборе оптимального решения при наличии альтернативы; а также в осуществлении и аргументации выбора объекта или процесса.

Крайне важно, не снижая самостоятельности ученика, корректировать его деятельность с учетом промежуточных результатов.

Объективная оценка процесса (самой деятельности) и результата творческой деятельности – сложная проблема. От выбранной формы защиты проекта во многом зависит успех всей работы в целом. Защита проекта может проходить в форме доклада, тезисов доклада, научной статьи, научного отчета, реферата, в виде монографии, защиты микродиссертации, выставки проектов. Нужно создать такую обстановку, в которой ученик мог бы проявить себя в полной мере.

Наш опыт организации проектной деятельности школьников позволяет выделить следующие критерии оценки проекта:

—  актуальность проекта;

—  правильность сформулированных задач и выбранных методов исследования, обработки полученных результатов;

—  логика изложения материала;

—  глубина проникновения в проблему;

—  обоснованность выводов и доказательность рекомендаций, предложений.

Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора проектной деятельности учащихся: он предлагает темы проектов, список литературы, консультирует и оказывает помощь на всех этапах работ над проектом и при его оформлении. Сотрудничество и усилия школьника при работе над проектом формируют самостоятельность и творческие способности ученика – важные и востребованные качества. По степени самостоятельности выполнения мы делим проекты на несколько типов. Преобладающие – исследовательские проекты. Они полностью подчинены логике исследования и имеют его структуру. Этот тип проектов включает: самостоятельное формирование проектов, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез, решение обозначенной проблемы, экспериментальное исследование, выводы и предложения по практическому воплощению результатов.

Значительно активизирует деятельность учащихся работа над информационными проектами. Учащиеся самостоятельно проводят отбор научной, популярной и учебной информации. Это формирует у них умения реферировать литературу, находить литературные источники. Далее проходит оформление работы и ее защита. При этом дети учатся излагать материал по плану, ставить вопросы и отвечать на них, у школьников появляется опыт сотрудничества с классом. Творчество учащегося проявляется при интерпретации результатов, оформлении проекта и его дальнейшем использовании.

Оценивая работу, необходимо учитывать активность ученика (или группы) при ее выполнении. И все-таки главное – социальная направленность результатов исследования, эстетическое, ценностное и экологическое осознание предлагаемых решений. Эта направленность может выражаться по-разному: в деловом письме с предложениями компетентным органам; в виде практических предложений по решению биологических и экологических проблем депутатам в мэрию, государственный парламент, правительству других государств.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся является частью школьного компонента и отражает специфику образовательного учреждения. Главной целью метода проектов является углубление и расширение знаний, развитие мышления, формирование активного познавательного интереса к биологии и экологии, привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям, воспитание и развитие их инициативы и творчества. Проектно-исследовательская деятельность содействует и профессиональной ориентации учащихся, облегчая тем самым выбор специальности, что является актуальным – так осуществляется переход к профильному образованию.

Проектно-исследовательской деятельности в большей мере присуща развивающая функция, содержание ее соответствует познавательным возможностям учащихся, но, с другой стороны, предоставляет ученику возможность приобрести опыт работы на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию. В процессе проектной деятельности учащиеся приобретают новые знания, не содержащиеся в базовой программе по биологии, прогрессивные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.

Список литературы: 

1. Арцев М.И. Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч. 2005. № 6. С. 4–29.
2. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» // Практика административной работы в школе. 2004. № 5. C. 51–60.
3. Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению республиканских научных соревнований школьников. Астана, 2005.
4. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика административной работы в школе. 2004. № 6. C. 61–66.
5. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. 2003. № 6. C. 24–29.
6. Природа и человек: Биология: Пособие для учителя по интегрированному и глобально ориентированному образованию. М., 2009.

Код публикации: 

2343

Издание: 

Страница в издании: 

75