Проблемы организации исследовательской и проектной деятельности учащихся по физике в школе

к.пед.н., учитель физики и методист, ГБОУ СОШ № 546

Исследовательская и проектная работа являются одним из средств выстраивания индивидуальной образовательной траектории учащихся. Учащиеся могут сами выбирать область работы (астрономия, физика, техническое творчество, история физики, физика и медицина, физика и биология и т.д.), тему, определять глубину и широту изучаемого вопроса и т.д. В процессе исследовательской и проектной деятельности у учащихся формируется круг познавательных интересов, что способствует самоопределению и профориентации. В процессе решения поставленных задач у учащихся развиваются интеллектуальные и творческие способности, самостоятельность, исследовательские и информационные умения. В ходе представления работы приобретается опыт публичного выступления, аргументированного отстаивания собственного мнения. Таким образом, участие в исследовательской и проектной деятельности способствует достижению учащимися личностных, метапредметных и общих предметных результатов по физике, происходит их подготовка к обоснованному выбору дальнейшего жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Почему же большинство учителей не спешат вовлекать учащихся в исследовательскую и проектную работу, а продолжают их готовить только к предметным олимпиадам?

1. При переходе на новую систему оплаты труда вознаграждение из стимулирующего фонда выплачивается только за призовые места, занятые учащимися на конкурсе, сам трудоемкий и сложный процесс подготовки работы не оплачивается. Если учащиеся не заняли никакого места, учитель остается без выплат. С материальной точки зрения учителю выгоднее, занимаясь один час в неделю с группой сильных учащихся, подготовить их к олимпиаде, чем тратить много времени и сил на проведение исследования или подготовку проекта, успех которых не гарантирован.

2. Победы в олимпиадах дают учащимся преимущества при поступлении в вузы. Диплом лауреата городского и даже Всероссийского конкурса или конференции – просто бумажка на память.

3. Оргкомитет некоторых конкурсов и конференций (Всероссийского открытого конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского, Открытой московской естественнонаучной конференции школьников «Потенциал» и др.) каждый год представляет авторов лучших работ на присуждение премий для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование», но система отбора работ непрозрачная. По итогам конкурсов должны не только вывешиваться списки лауреатов и дипломантов, но и набранное каждой работой количество баллов, тогда сразу будет ясно, кто из лауреатов стал победителем. Должна быть четко прописана и квота на премии для каждого конкурса. Так в 2012 г. на Всероссийском открытом конкурсе юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского авторам 132 работ из более чем 2000 представленных на конкурс было присвоено звание лауреатов, но только 4 победителя Конкурса были выдвинуты кандидатами на премию приоритетного национального проекта «Образование». Что это за работы? По каким критериям их отбирали? Информации нет!

4. В лицеях (№ 1502, 1511, 1580 и т.д.) при технических вузах исследовательской и проектной работой охватываются практически все учащиеся. В лицеях есть специальные мастерские и лаборатории, оборудованные современными приборами вплоть до электронных микроскопов. Есть преподаватели из вузов, которые курируют исследовательскую работу учащихся. Темы работ, представляемых на конкурсы, год от года становятся все сложнее. Вот примеры некоторых из них: «Разработка и создание прототипа счетчика для регистрации широких атмосферных ливней», «Создание детектора для регистрации мюонов и определения времени их жизни», «МГД – генератор», «Моделирование распределения Максвелла на двумерной решетке во внешнем поле», «Моделирование кривой блеска затменно-двойной звезды». Если посмотреть на списки победителей, то редко можно увидеть учащихся из ГБОУ СОШ, все чаще в лидерах лицеисты и гимназисты. Данное обстоятельство опять же не мотивирует учителей обычных школ заниматься с учащимися исследовательской и проектной деятельностью. Есть, конечно, окружные конкурсы, где представляются работы уровнем пониже, но проблема не в этом. Не все умные и способные дети уходят из обычных школ в лицеи и гимназии (во многих микрорайонах Москвы их просто нет!). Они могут и хотят делать серьезные работы, но для этого нет материальной базы и грамотных научных руководителей, особенно с техническим образованием. Конечно, учитель может походить по вузам, найти энтузиастов среди работников высшего образования, заключить с вузом договор и возить туда учащихся. Некоторые учителя так и поступают. Почему этого не делают все учителя? Индивидуальная работа учителя со способными учащимися во внеурочное время не оплачивается! Да и за деньги, мало кто из учителей после 6 уроков способен везти куда-то учеников и что-то с ними делать.

Таким образом, исследовательская и проектная работа учащихся по физике в школе не может быть массовой, так как для этого школам не хватает материальной базы и кадрового потенциала. Учащиеся-победители не имеют преимуществ при поступлении в вузы, а учителям не гарантировано материальное поощрение, кроме того они перегружены основной работой.

Код публикации: 

2347

Издание: 

Страница в издании: 

81