Развитие направленных познавательных интересов учащихся и подготовка их к сознательному выбору профессии – одни из главных задач школьной биологии.
Одна из важнейших целей работы учителя состоит в оказании помощи ученикам в определении своих жизненных планов, в создании условий для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения биологии. Данная цель достигается через личностно-ориентированный подход к ученику. Главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Задача учителя в этом контексте – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Данная задача решается на уроках биологии через получение школьниками знаний о живой природе; осознание учениками жизни как наивысшей ценности; овладение выпускниками знаниями в области практического применения биологических закономерностей; развитие личности учащихся, стремление к самообразованию.
Для детей основными мотивами в выборе профессии являются: социальная значимость и престиж, материальная заинтересованность, подражание родителям, близким, знакомым, интерес к профессии, наличие специальных способностей, интерес к школьному предмету, возможность творчества, новизны. При формировании интереса к профессиям повышается не только уровень знаний учащихся, но и успеваемость в целом.
Один из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы на уроках биологии – профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии.
Успех профессиональной ориентации на уроке биологии во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным материалом, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения. Вместе с тем, эффективность профориентационной работы в преподавании зависит и от его содержания, и от особенности включения в предмет. Развить профессиональную мотивацию школьников в процессе обучения биологии можно, используя уроки следующих типов: путешествие, своя игра, круглый стол, диспут, конференция, размышление, исследование, экскурсия (табл. 1).
Тема |
Класс |
Профессия |
Вид деятельности |
Науки о природе |
5 |
Астроном, физик, химик, геолог, географ, биолог, эколог |
Изучение природы человеком. |
Общее знакомство с цветковыми растениями |
6 |
Фитодизайнер |
Составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала |
Влияние человека на численность животных. Охрана животного мира |
7 |
Эколог, орнитолог, ихтиолог, энтомолог, герпетолог, териолог |
Конференция |
Насекомые |
7 |
Эпидемиолог, дезинфекционист, агроном, химик, эколог, лесник |
Ролевая игра |
Значение животных. Охрана животных |
7 |
Ветврач, зоотехник, тракторист, оператор машинного доения |
Ролевая игра. Формирование профессионального интереса к профессиям с/х производства |
Питание и здоровье |
8 |
Биохимик, врач, диетолог, историк, химик. |
Конференция |
Осанка |
8 |
Специалист по лечебной физкультуре |
Каждый ученик выступает в роли исследователя |
Внутренняя среда организма |
8 |
Инфекционист, паразитолог, эпидемиолог |
Знакомство с наукой иммунологией |
Оказание первой медицинской помощи |
8 |
Работники МЧС |
Школьники отрабатывают навыки доврачебной помощи |
Кожа |
8 |
Косметолог, визажист, аллерголог, модельер, кожвенеролог |
Знакомство с основными правилами ухода за кожей, гигиеной одежды и обуви, болезнями кожи |
Тема |
Класс |
Профессия |
Вид деятельности |
Органические вещества |
10 |
Фармацевт |
Подобрать названия лекарственных растений, используемых в медицине |
Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. |
11 |
Эколог, орнитолог, ихтиолог, энтомолог, герпетолог, териолог, журналист, общественный деятель |
Конференция |
Основные экологические факторы |
11 |
Лаборант-эколог |
Проведение лабораторного анализа, воды, воздуха, почвы. |
Таблица 1. Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии в 5–11 классах.
Таким образом, уроки биологии обладают большими и разнообразными возможностями для формирования профессиональной мотивации школьников. Своевременно оказанная старшеклассникам профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности и является естественным завершением всего учебно-воспитательного процесса.