Самоопределения учащихся в процессе обучения биологии

учитель биологии, ГБОУ СОШ «Школа Здоровья» № 1029, Москва

Развитие направленных познавательных интересов учащихся и подготовка их к сознательному выбору профессии – одни из главных задач школьной биологии.

Одна из важнейших целей работы учителя состоит в оказании помощи ученикам в определении своих жизненных планов, в создании условий для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения биологии. Данная цель достигается через личностно-ориентированный подход к ученику. Главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Задача учителя в этом контексте – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Данная задача решается на уроках биологии через получение школьниками знаний о живой природе; осознание учениками жизни как наивысшей ценности; овладение выпускниками знаниями в области практического применения биологических закономерностей; развитие личности учащихся, стремление к самообразованию.

Для детей основными мотивами в выборе профессии являются: социальная значимость и престиж, материальная заинтересованность, подражание родителям, близким, знакомым, интерес к профессии, наличие специальных способностей, интерес к школьному предмету, возможность творчества, новизны. При формировании интереса к профессиям повышается не только уровень знаний учащихся, но и успеваемость в целом.

Один из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы на уроках биологии – профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии.

Успех профессиональной ориентации на уроке биологии во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным материалом, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения. Вместе с тем, эффективность профориентационной работы в преподавании зависит и от его содержания, и от особенности включения в предмет. Развить профессиональную мотивацию школьников в процессе обучения биологии можно, используя уроки следующих типов: путешествие, своя игра, круглый стол, диспут, конференция, размышление, исследование, экскурсия (табл. 1).

Тема

Класс

Профессия

Вид деятельности

Науки о природе

5

Астроном, физик, химик, геолог, географ, биолог, эколог

Изучение природы человеком.

Общее знакомство с цветковыми растениями

6

Фитодизайнер

Составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала

Влияние человека на численность животных. Охрана животного мира

7

Эколог, орнитолог, ихтиолог, энтомолог, герпетолог, териолог

Конференция

Насекомые

7

Эпидемиолог, дезинфекционист, агроном, химик, эколог, лесник

Ролевая игра

Значение животных. Охрана животных

7

Ветврач, зоотехник, тракторист, оператор машинного доения

Ролевая игра.

Формирование профессионального интереса к профессиям с/х производства

Питание и здоровье

8

Биохимик, врач, диетолог, историк, химик.

Конференция

Осанка

8

Специалист по лечебной физкультуре

Каждый ученик выступает в роли исследователя

Внутренняя среда организма

8

Инфекционист, паразитолог, эпидемиолог

Знакомство с наукой иммунологией

Оказание первой медицинской помощи

8

Работники МЧС

Школьники отрабатывают навыки доврачебной помощи

Кожа

8

Косметолог, визажист, аллерголог, модельер, кожвенеролог

Знакомство с основными правилами ухода за кожей, гигиеной одежды и обуви, болезнями кожи

Тема

Класс

Профессия

Вид деятельности

Органические вещества

10

Фармацевт

Подобрать названия лекарственных растений, используемых в медицине

Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

11

Эколог, орнитолог, ихтиолог, энтомолог, герпетолог, териолог, журналист, общественный деятель

Конференция

Основные экологические факторы

11

Лаборант-эколог

Проведение лабораторного анализа, воды, воздуха, почвы.

Таблица 1. Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии в 5–11 классах.

Таким образом, уроки биологии обладают большими и разнообразными возможностями для формирования профессиональной мотивации школьников. Своевременно оказанная старшеклассникам профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности и является естественным завершением всего учебно-воспитательного процесса.

Код публикации: 

2349

Издание: 

Страница в издании: 

84