Оценочные и практические задачи на уроках физики

учитель физики, ГБОУ лицей № 1581 при МГТУ им. Н.Э. Баумана

В настоящее время, когда сильно сократили количество часов на точные и естественные науки, часто наблюдается у учащихся полное непонимание окружающего мира. Причем учащимся бывает сложно представить самые простые вещи. Например, при решении задач на движение связанных тел через блок, я столкнулась с тем, что мои десятиклассники, не знают, что такое блок. И это в физико-математическом лицее, куда дети поступали, предварительно сдав вступительные экзамены, дети, мотивированные на изучение точных наук.

Часто учащимся не хватает жизненного опыта, часто не хватает воображения, чтобы представить, что например, две жидкости могут не смешиваться, как могут некоторые тела намокать, а некоторые нет… Таких примеров можно привести множество.

Физика – наука о природе, об окружающем мире. Каждый выпускник школы должен иметь хоть какое-то представление о предметах, которые его окружают, которыми он повседневно пользуется. Конечно, имея 1–2 часа в неделю на изучение предмета, практически невозможно научить решать сложные задачи, выполнять много экспериментов и лабораторных работ. Но дать представление об окружающем нас мире мы должны.

Я предлагаю решать практические и оценочные задачи.

Хочу привести несколько примеров практических задач.

  1. Имея часы и длинный пояс измерить длину забора.

Обычно после формулировки данной задачи предлагают самые фантастические решения. А вот после подсказки про математический маятник, все встает на свои места.

  1. Имеется сосуд правильной формы и линейка. «Взвесить» яблоко.

Приходится вспомнить закон Архимеда. Попутно объясняется условие плавания тел. А главное, что плотность тела человека меньше плотности воды, и человек по определению умеет плавать.

  1. Как «натопить помещение», в котором нет печки?

Использовать большую удельную теплоемкость воды, которая, остывая, «натопит» помещение.

Когда учащимся предлагаются подобные практические задачи, значительно повышается интерес к предмету.

Еще один тип задач, которые также повышают интерес к предмету, а главное, помогают лучше понять окружающий мир, – это оценочные задачи. Очень давно я встретила такую задачу в Фейнмановских лекциях:

«В один из давних дней палеозойской эры капля послеполуденного ливня упала на мягкую ровную землю и оставила на ней отпечаток. Шло время, на этот отпечаток при раскопках наткнулся страдающий от жары и жажды студент-геолог. Осушая свою фляжку, он, от нечего делать, прикидывает, сколько молекул из той древней капли было в воде, которую он только что выпил. Оцените и вы число этих молекул, используя только те данные, которые вам известны. О деталях, не приведенных в задаче, сделайте сами разумные предположения».

С этой задачи все и началось. Потом я сама стала в некоторых задачниках находить задачи, в которых предлагалось сделать те или иные оценки, или придумывать их из повседневного опыта. Например:

—  оценить длину цепочки, выложенной из молекул, находящихся в капле воды;

—  зная скорость, которую вы можете развить при беге, оцените, как далеко вы можете прыгнуть в длину, высоту;

—  сколько электроэнергии использует одна невыключенная лампочка мощностью 40 Вт за сутки, и какая масса дров выделит столько же энергии при сгорании;

—  оцените сколько воды можно принести в решете;

—  на сколько поднимется температура воздуха в комнате, если чайник, нагретый до кипения, остынет; какая масса воды должна остыть, чтобы температура поднялась на 5 градусов.

Предлагая подобные задачи на уроках, я заметила, что у ребят значительно повышается интерес к моему предмету. Более того, изучаемый предмет уже не кажется им совсем бесполезным и не нужным.

Код публикации: 

2351

Издание: 

Страница в издании: 

87