Образовательная программа ботанического сада МГУ

учитель географии и экологии, ГБОУ СОШ № 277, Москва

В настоящее время меняется направление образовательных приоритетов от ВУЗа к школе. Показательной стала реализация образовательных программ в МГУ – МГУ – школе. Эта программа заработала достаточно эффективно. В рамках учета новых стандартов работали модули курсового обучения педагогов на базе ряда факультетов МГУ. В ходе обучения рождались новые идеи в технологиях образовательной практики школьных учителей и вузовских преподавателей.

Следует отметить, что в содержании курсов основное внимание было уделено выработке практических компетентностей педагогов с участием музеев, ботанического сада и университетских лабораторий. Очень интересной оказалась программа ботанического сада МГУ «Аптекарский огород», возглавляемая Андреевой Аллой Евгеньевной, которой удалось подключить преподавателей школ города Москвы к международной практике стран Европейского Союза IBSE-образования «Исследование как метод естественнонаучного образования школьников». Этот образовательный проект рассчитан на 3 года и направлен на внедрение в систему школьного образования новых исследовательских подходов. В нем участвуют 17 партнеров, в числе которых 14 ботанических садов из ряда Европейских стран. Рекомендации разработаны Международным советом ботанических садов и двух ведущих университетов – Лондонского и Бременского. Координатором проекта выступает Инсбрукский университет (Австрия).

Апробируя этот метод, российские учителя активно внедряют, дополняют и расширяют исследовательскую методику в рамках школьной программы на основе ботанического сада и его лабораторий [1, 2]. Программа INQUIRE [http://www.inquirebotany.org/] работает по двум направлениям: 1) сохранение биоразнообразия на планете; 2) глобальное изменение климата. В основе методики – выработка критериев мотивации обучения в процессе изучения новых тем, проведение исследовательских экспериментов и простых опытов.

Среди занятий по программе ботанического сада очень интересным стало знакомство с методикой флористических исследований профессора А.С. Зернова. Методика классификации листьев на основе специальных тетрадок «Уроки в ботаническом саду» (автор: А.Е. Андреева). Занятия в «Аптекарском огороде» проводились в рамках тем: «Какие бывают листья?», «Осень в жизни растений», «Плоды и семена». Ценность занятий в использовании приемов: наблюдений, измерений, экспериментов, а так же сравнения, которые постепенно приучают детей к системному мышлению. В конце занятия преподаватель просит продолжать наблюдения дома, при этом определяют, какие неблагоприятные экологические факторы влияют на жизнь растений. Очень важна та сторона занятий, которая указывает на практическое значение изучения данной темы. Например, нужно ли убирать листовой опад в садах и парках? И как листовой опад используется в садоводстве. В процессе занятия в парке дети делают зарисовки, фотографии, которые в конце темы оформляются в виде стенда или презентации. Практика занятий в ботанических садах помогает школе и детям прививать экологическое мировоззрение. Известный ученый К.Е. Тимирязев писал: «Люди, научившиеся ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываются на более высоком и умственном, и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел…».

Материалы российских школ в рамках проекта INGUIRE были представлены на международных конференциях в Мадриде. Наша школа продолжает работать по проблеме глобального изменения климата в процессе создания школьных проектов. Один из проектов был представлен учащимися 8 класса на конференции по «Устойчивому развитию», которая проводилась на биологическом факультете МГУ 13 октября 2012 г., в рамках VII Фестиваля науки. Тема проекта: «Воздействие изменения климата на экосистемы Российской Арктики». Вследствие потепления в Арктике происходят ощутимые изменения природы – повышение температуры и сокращение морских льдов, что привело к увеличению штормов и сильному разрушению берегов. При этом образуются «едомы» – это острова разрушенные морем, которые часто наблюдаются на архипелагах Шпицбергена и Новосибирских островов. Скорость разрушения берегов стремительная. Одна треть побережий восточной Сибири сейчас отступает со скоростью от 5 до 25 метров в год. Ежегодно восточная Сибирь теряет приблизительно 10 км2 прибрежной суши. Усиливается процесс образования оврагов, оползней, провалов. Причина – таяние вечной мерзлоты. В море Лаптевых исчез ряд островов.

В рамках исследования изменений экосистем в процессе глобального потепления учителю на помощь выпущены Фондом защиты дикой природы пособия: «Изменения климата» (специальный атлас биологического разнообразия российской Арктики) и «100 вопросов по глобальному изменению климата».

Сотрудничество МГУ и школ, дало мощный толчок для внедрения эффективных образовательных программ, которые дают большие шансы развивать новую инновационную среду для формирования молодежи с новым системным мышлением.

Список литературы: 

1. Уроки в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород». Пособие для практических занятий со школьниками. М., 2000.
2. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Пособие для 9–11 класса. Школьный практикум. М., 2001.

Код публикации: 

2352

Издание: 

Страница в издании: 

88