Разработка и использование учебных модулей линии непрерывного экологического образования «Основы экологической культуры»

методист учебно-методического центра ЮЗАО г. Москвы

Согласно Стратегии «Образование в интересах устойчивого развития» определена смена задач образования – переход от передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к формированию готовности жить в быстро меняющихся экологических и социально-экономических условиях. Поэтому становятся востребованными умения выпускников проектировать свою деятельность в окружающей среде с учетом ее экологических, социальных и экономических составляющих.

Но, несмотря на констатацию приоритетов экологического образования в современном мире, подписание и участие Российской Федерации в реализации международных проектов, в рамках новых образовательных стандартов для основной школы предмета «экология» не выделено, а экологические умения и навыки оказались «разбросаны» по различным учебным предметам. Выделение же одного часа для изучения экологии в старшей школе также не может привести к системному и глубокому экологическому образованию, так как начинать экологическое образование в старшей школе (и тут же его заканчивать!), как показала практика, малоэффективно. В этом возрасте уже формируются профессиональные предпочтения учащихся, увеличивается их нагрузка, связанная с подготовкой к поступлению в вуз, и отдельный предмет экология рассматривается ими как дополнительная и никому ненужная дисциплина. К тому же и педагоги-предметники редко проектируют свои рабочие программы на основе экологического мышления, используя экологический компонент на уроке фрагментарно, лишь как «украшение» или «дань моде». Поэтому вчерашний школьник, а сегодняшний студент войдет в стены вуза с весьма смутными представлениями об экологическом образовании, концепции устойчивого развития, экологической культуре и пр.

Для выработки единого вектора направленности экологической деятельности и проектирования экологического образования в соответствии с требованиями ФГОС группой авторов разработана линия непрерывного экологического образования «Основы экологической культуры», рекомендуемая для педагогов основного и дополнительного образования.

Линия «Основы экологической культуры» представляет собой комплект учебно-методических материалов по экологическому образованию, разработанный в соответствии со стратегией ЕЭК ООН по образованию для устойчивого развития (2005) и Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская, А.Ю. Либеров, И.В. Вагнер, 2010).

Линия непрерывного экологического образования состоит из четырех учебных модулей:

  1. «Экология живых организмов» для 6–7 класса, возраст 12–13 лет (Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А.);
  2. «Культура здоровья человека» для 8 класса, возраст 14–15 лет (Александрова В.П., Болгова И.В.);
  3. «Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека» для 9 класса, возраст 15–16 лет (Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А.);
  4. «Изучение водных экосистем города» для 10–11 класса, возраст 16–17 лет (Александрова В.П., Гусейнов А.Н., Нифантьева Е.А.).

Каждый учебный модуль состоит из практикума с основами экологического проектирования для обучающихся и программы с краткими методическими рекомендациями для педагога. Содержание модулей построено на метапредметной основе и включает учебный материал по биологии, географии, литературе, истории, праву и другим школьным дисциплинам.

Практические работы имеют следующие разделы: 1) справочные материалы; 2) перечень оборудования, приборов и материалов; 3) сформулированную для ученика цель работ; 4) учебные задачи; 5) вопросы для рефлексии; 6) краткие подсказки к выводам; 7) работа в информационной среде; 8) это любопытно.

Впервые авторы представили не фрагментарный материал по экологии, а систему непрерывного экологического образования и воспитания, построенную на основе культурно-исторического и системно-деятельностного подхода, скоординированную с программами учебных предметов основной и старшей школы и соответствующую психо-физиологическому уровню обучающихся.

В 2011 г. модули «Экология живых организмов» и «Изучение водных экосистем города» стали победителями «Второго Московского конкурса методических материалов дополнительного эколого-биологического образования», а модуль «Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека» удостоен 2 места на Международном конкурсе «Энергия и среда обитания» в Норвегии.

Линия непрерывного экологического образования апробирована в образовательных учреждениях города Москвы, прошла экспертизу экспертного Совета ЮЗОУО, методического Совета издательства «Бином. Лаборатория знаний» и подготовлена к печати в данном издательстве.

Код публикации: 

2353

Издание: 

Страница в издании: 

90