Реализация в МГУ программы повышения квалификации «Исследование природы вместе с детьми»

д.б.н., ведущий научный сотрудник НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва

С 1 ноября 2011 г. на факультете биоинженерии и биоинформатики МГУ реализуется программа краткосрочного повышения квалификации по теме «Исследование природы вместе с детьми» под руководством Татьяны Васильевны Потаповой.

Содержание программы:

I. История и современные задачи исследования природы (16 ч.).

II. Общественная поддержка исследований природы вместе с детьми (8 ч.).

III. Организация исследований природы вместе с детьми (30 ч.).

IV. Отдельные формы и методы исследований природы вместе с детьми (16 ч.).

Цель обучения: подготовка к созданию и реализации конкретных проектов по исследованию природы вместе с детьми. Введение в курс современных представлений о роли общения с природой для развития личности, о развитии навыков и мотиваций исследовательской деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. По окончании курса повышения квалификации выпускник должен понимать характер и круг проблематики исследования природы вместе с детьми, своеобразие методов и форм исследовательской деятельности с участием детей и уметь их использовать при создании и реализации конкретных исследовательских задач и проектов.

Занятия проводятся в форме дистанционного обучения. Вся информация о программе и процедуре зачисления представлена на сайте «Ученые – детям» [http://kids.genebee.msu.ru]. Для участия в курсах необходим компьютер с доступом в Интернет, веб-браузер и программа для просмотра документов в формате .pdf. Очная встреча учащихся друг с другом и с преподавателями происходит во время защиты итоговых проектов.

Уже прошли обучение и получили удостоверения государственного образца 18 педагогов детских садов и школ Москвы, приступила к обучению новая группа из 16 педагогов.

Сотрудники МГУ, кандидаты и доктора наук, которые давали экспертную оценку итоговым проектам учащихся, отметили во всех проектах активное участие детей в полевой исследовательской работе, а также высокую творческую активность детей. Все успешно защищенные проекты, несомненно, помогли развитию у детей интереса к природе, наблюдательности и развитию чувства ответственности человека за состояние окружающей среды и ее обитателей. Вместе с педагогами дети тщательно и грамотно обработали результаты исследований, проанализировали их и представили в виде текстов с включением таблиц и рисунков. Очень важно, что каждый проект не только был оформлен в соответствии с принятыми научным сообществом нормами и правилами, но и включал как обязательную составную часть выработку практических рекомендаций.

В то же время в ходе защиты итоговых проектов педагоги сетовали на целый ряд трудностей в организации исследований природы вместе с детьми, главным образом – на очевидное падение в общественном мнении престижа такой деятельности. Выпускники программы высказывали пожелание о создании целевого Интернет-ресурса по теме «Исследование природы вместе с детьми» для обмена опытом работы и общения с единомышленниками.

Один из важнейших итогов опыта работы прошедшего учебного года – получение свидетельств того, что в детских садах и школах Москвы еще жива культура привлечения детей к исследованию природы, которая в XX в. процветала на базе отечественных станций юных натуралистов и юных техников, в школах юных лесничих, в кружках при летних лагерях отдыха. В XXI в. дети в условиях современного мегаполиса все глубже погружаются в мир увлекательных искусственных вещей, неизбежно теряя при этом интерес к живой природе и, что особенно опасно, – исследовательские мотивации в целом. Объекты искусственного мира сделаны по уже известным законам природы. Но мир природы еще далеко не полностью познан и открыт! Чтобы сберечь у подрастающего поколения исследовательские мотивации, необходимо в дошкольном и младшем школьном возрасте приобщать детей к исследованиям природы, используя для этого все возможности, которые предоставляет нам жизнь здесь и сейчас.

Уникальной площадкой для такой работы могут быть наши традиционные детские сады. По программе «Исследование природы вместе с детьми» прошли обучение девять специалистов детского сада № 1820 г. Москвы и в настоящее время проектно-исследовательская деятельность дошкольников прочно укоренилась в каждодневной работе этого учреждения, поддерживающего разносторонние продуктивные контакты с сотрудниками МГУ.

Список литературы: 

1. Сайт «Ученые – детям» [http://kids.genebee.msu.ru].
2. Сайт «Детские проекты» [http:/www.kidworks.ru/].
3. Асланиди К.Б., Малярова М.А., Потапова Т.В., Рыбальский Н.Г., Цитцер О.Ю. Экологическая азбука для детей и подростков. М., 1995.
4. Асланиди К.Б., Потапова Т.В. Концепция экологического воспитания дошкольников // Мир психологии. 1997. № 1. С. 75–84.
5. Потапова Т.В. Детский сад – эталон экологической культуры. М., 2004.

Код публикации: 

2354

Издание: 

Страница в издании: 

91