Проектная деятельность учащихся по экологии и развитие ключевых метапредметных компетенций

к.б.н., старший научный сотрудник музея землеведения, МГУ

Учебная деятельность учащихся в соответствии с современными стандартами второго поколения направлена на достижение способности эффективно использовать полученные знания, умения и навыки на практике [1]. Проекты по экологии являются одним из наиболее применяемых учителями естественнонаучных дисциплин способов обучения. Выполненные экологические работы представляются на разнообразные конкурсы. В 2011−2012 гг. научные сотрудники музея землеведения МГУ участвовали в качестве жюри конкурсов экологических проектов: Олимпиады «Ломоносов» по экологии; в жюри Форума молодых исследователей на VII Фестивале науки и в жюри Всероссийского детского биологического конкурса «Биосфера болот», который проводился с 1 декабря 2011 г. до 29 февраля 2012 г. Системой добровольной сертификации информационных технологий (ССИТ) [2].

Основной задачей работы Форума молодых исследователей явилось развитие проектной и исследовательской деятельности школьников, имеющей междисциплинарный характер в естественнонаучной области [3]. Это позволяет выявить у учащихся образовательных учреждений, осваивающих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, творческие способности и интерес к научно-исследовательской деятельности, способствовать профессиональной ориентации молодежи на ранних стадиях формирования личности.

Требования к представлению на конкурс исследовательской работы – проекта стандартные и несложные, они включают:

—  цель и задачи исследования, актуальность выбранной темы; место и сроки выполнения проекта;

—  ссылки на методику;

—  полученные результаты и их обсуждение;

—  выводы;

—  список литературы.

Особенно следует подчеркнуть важность требования к формулированию названия проекта, актуальности проблемы; описанию конкретных места и сроков выполнения. Представленная работа должна представлять завершенный исследовательский отчет, с достигнутыми целями и выполненными задачами.

В этом году молодые исследователи представили на Форум разнообразные проекты по экологии. Конкурсные работы, затрагивающие экологическую безопасность, составили более 40 % списка представленных исследовательских проектов. Изучению биоразнообразия и состояния экосистем было посвящено 30 % работ. Исследования особо охраняемых природных территорий и лесопарков провели 20 % учащихся. В 10 % работ изучались вопросы экологии растений и позвоночных животных. В 50 % проектов использовались методы биоиндикации и экологического мониторинга. В 20 % работ применялись методы микробиологических исследований.

Юные конкурсанты продемонстрировали интересные исследовательские проекты, сравнивая характеристики рекреационных потенциалов Филевского парка, Воробьевых гор и Долины реки Сетунь на 2011 г. (Иванов Павел, Мещанинов Максим, Васин Илья, ГБОУ СОШ № 815, г. Москва); определяя качество воды с помощью индикаторных организмов в реке Москве в окрестностях г. Звенигорода (Коробова Наталья, МОУ СОШ № 1, г. Звенигород Московской области); изучая морфологическую изменчивость шишек ели как показателя качества лесосеменного сырья (Шаяхметов Ильназ, МБОУ «Лесхозская СОШ» Арского района Республики Татарстан).

Под руководством преподавателей юные исследователи оценили состояние экологических систем в различных уголках нашей страны, в том числе: на территории ООПТ «Муромский» Владимирской области (Лобаненков Никита, МБОУ СОШ № 1 округа Муром Владимирской области), в Жадинском пруду г. Муром Владимирской области (Гроздова Александра, МБОУ «СОШ № 13», г. Муром), в Пестовском лесопарке г. Железнодорожный Московской области (Каплевский Андрей, Шамонина Полина, Тимофеева Элина, МБОУ ДОД Дворец детского творчества, г. Железнодорожный Московской области); родников в пойме реки Кортань (Кучина Наталья, МБОУ СОШ № 1 округа Муром Владимирской области).

Основные ключевые метапредметные компетенции, которые формируются у учащихся в процессе выполнения экологических исследовательских проектов, следующие: учебно-познавательная, информационно-коммуникативная, общекультурная, социально-трудовая. Рассматриваемые компетенции – это способности, «ключ» для достижения успешной личной и профессиональной деятельности в современных условиях, а также в самостоятельном осознании учащимся стремления к исследовательской и аналитической деятельности, в понимании собственных возможностей в формировании активной социальной позиции.

Список литературы: 

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М., 2011.
2. Положение Всероссийского биологического конкурса «Биосфера болот» [http://www.old.sertification.net/news/Biosfera_bolota/pologenie.htm].
3. Форум молодых исследователей на VII Фестивале науки в городе Москве [http://teacher.msu.ru/child/conf/fmi2012].

Код публикации: 

2356

Издание: 

Страница в издании: 

98