Некоторые вопросы преподавания темы «Тепловые явления» по учебнику А.В. Грачева, В.А. Погожева, Е.А. Вишнякова «Физика 8 класс»

учитель физики, ГБОУ лицей № 1575

Результаты освоения стандартов нового поколения включают в себя метапредметные, личностные и предметные требования. Выпускник должен уметь описывать физические явления и процессы с использованием понятийного аппарата, уметь работать со справочником, самостоятельно провести эксперименты.

ФГОС имеет методологическое основание (системно-деятельностный подход). Перед учителем стоит задача – формирование у учащихся умений ИКТ компетентности, проектной деятельности, смыслового чтения и работы с информацией. Учебник А.В. Грачева, В.А. Погожева, Е.А. Вишнякова «Физика 8 класс» соответствует задачам нового ФГОС.

Рассмотрим два урока – лабораторные работы.

Лабораторная работа № 1. «Исследование изменения температуры остывающей воды во времени». Цель работы: установить зависимость изменения температуры от разности температур воды и окружающей среды. Вывод, который делают учащиеся после расчета скорости остывания воды на различных этапах: скорость изменения температуры воды зависит от разности температуры воздуха и воды и уменьшается с течением времени.

Далее целесообразно решить творческую задачу: «У Лены и Тани в чашках горячий кофе. Лена сразу добавила в него холодные сливки и подождала 5 минут, чтобы напиток остыл. Таня подождала 5 минут и добавила холодные сливки. Одинаковой ли температуры оказались напитки у девочек?» Основываясь на реальном знании, полученном при выполнении лабораторной работы, учащиеся легко отвечают на этот вопрос.

Целесообразно задать учащимся и расчетную задачу: «На сколько градусов нагреется воздух в комнате, если вся теплота, выделенная при остывании воды (в процессе выполнения лабораторной работы) пойдет на нагревание воздуха. Предположим, что потерь нет, двери закрыты, тела, находящиеся в комнате, не нагреваются».

Лабораторная работа № 3. «Определение влажности воздуха в классной комнате». Цель работы: научиться пользоваться психрометром, психрометрической таблицей, таблицей зависимости плотности насыщенного водяного пара от температуры. В процессе работы учащиеся уже сами формулируют систему действий, сами могут составить таблицу результатов. Учащиеся выполняют задание: вычислить массу водяного пара в классной комнате. При выполнении задания закрепляются формулы относительной влажности, массы тела. После выполнения работы учащиеся легко выполняют упражнение на странице 91 учебника [1].

Учебник построен таким образом, что учителю легко преподносить тему так, чтобы учащиеся овладевали и экспериментальными умениями и легко выполняли «нелегкие» как качественные, так и расчетные задачи.

Учитель ощущает себя творческой личностью, создавая подборку творческих качественных и количественных задач, домашних экспериментальных исследований, соответствующих темам учебника.

Список литературы: 

1. Грачев А.В., Погожев В.А., Вишняков Е.А. Физика 8 класс. М., 2011.

Код публикации: 

2357

Издание: 

Страница в издании: 

99