Знакомство школьников с картографией и геоинформатикой на занятиях в музее землеведения МГУ

научный сотрудник, Музей Землеведения МГУ
ведущий инженер музея землеведения, МГУ

Естествознание и, в частности, география, в школьном образовании
играют системообразующую роль, являясь основой научного мировоззрения
и практического восприятия жизни. География показывает и объясняет устройство мира в прошлом и настоящем, учит предсказывать картину
будущего, стимулирует познавательную деятельность, воспитывает ответственное гуманное отношение к природе. Средством формирования географической культуры являются карты, позволяющие не только ориентироваться в пространстве, но и извлекать самую разнообразную информацию. Картографический метод исследования является наиболее эффективным инструментом познания структуры явлений, их пространственного размещения
и взаимодействия.

Занятия в музее землеведения МГУ дают возможность показать школьникам взаимосвязь всех социальных и природных процессов, переплетение множества отраслей знаний; являются примером побуждающего обучения в образовательном музейном пространстве. Ученики Малой Академии МГУ, изучающие модуль естественнонаучных дисциплин «Науки о Жизни и Земле», на одном из занятий знакомятся с картами разного масштаба и назначения, научными атласами. Рассказ о геоинформационном картографировании на занятии «Портрет Земли» освещает многообразие ГИС-технологий и применение геоинформационных систем во многих отраслях науки и производства как важнейшего средства управления ресурсами.

Экспозиции музея представляют собой средство адаптации к интеллектуальной среде и концентрируют научный опыт. Стенды университетского музея являются оригинальными учебными пособиями по определенной тематике на основе современных научных воззрений. Картографические изображения являются неотъемлемой составляющей научной экспозиции в отделах музея. В силу своей информационной емкости карты намного увеличивают получаемый объем информации об окружающей среде, создают хорошо запоминающиеся зрительные образы, помогают создать страноведческий «портрет» той или иной территории.

Музейные карты отличаются от других типов картографических изображений по своему назначению и имеют особенности в оформлении, учитывающие условия восприятия. Наглядные и художественно оформленные карты дополняются картинами и фотографиями, что позволяет усилить их эмоциональную и функциональную нагрузку. В музее землеведения МГУ можно увидеть объемные макеты различных форм рельефа, множество уникальных глобусов и рельефных карт, которые были созданы на основе гипсометрических карт и вызывают неизменный интерес у учащихся.

Для практических занятий со школьниками различного возраста и подготовки разработаны специальные задания с использованием карт и дистанционных материалов. В последнее время снимки земной поверхности из космоса постоянно можно видеть на страницах журналов, экранах телевизоров, в Интернете, в некоторых учебниках географии и школьных атласах. Музейные стенды и выставки с представленными аэро- и космическими снимками, изображениями и моделями позволяют не только увидеть удаленные образы ландшафтов Земли и других планет, но и научиться пользоваться ими. Примеры распознавания и интерпретации образов на снимках показывают широкий спектр применения аэрокосмических данных во многих областях деятельности людей – метеорологических прогнозах, поисках полезных ископаемых, охране природы и других.

Картографические произведения и дистанционные изображения обогащают пространственное представление об окружающем мире, облегчают познание сложных процессов на Земле и в космосе. Знакомство с разнообразием способов отображения информации на тематических картах, в фундаментальных атласах и в современных цифровых моделях позволяет проявляться творческой активности детей. Они участвуют в создании концепции собственной карты или геоинформационной системы.

Географическое образование необходимо человеку. Специальные занятия позволяют ученикам грамотно пользоваться новыми научными категориями (семиотика, системный анализ, синергетика, информационные технологии, дистанционные методы исследования), ориентироваться в профессиях, которые используют получение картографической информации. Непосредственный контакт с подлинными музейными экспонатами расширяет возможности образования и самообразования школьников, способствует росту интереса к географии, представляет основу для рассмотрения актуальных экологических проблем. По картам музея землеведения МГУ посетители могут судить о современном уровне методов изучения природы, имеют возможность овладеть языком карты и узнать много нового о способах показа природных и социально-экономических явлений на картах.

Код публикации: 

2358

Издание: 

Страница в издании: 

93