Детско-взрослые проекты по возобновляемой энергетике на базе школы генеральных конструкторов имени П.Г. Кузнецова

учитель физики, ГБОУ гимназия № 1515, Москва
старший научный сотрудник, Институт водородной энергетики и плазменных технологий, ЕИЦ Курчатовский институт

Мир сегодня переживает кризисный период, видимые проявления которого в экономической сфере выявляют фундаментальные проблемы в культурной, научной и образовательной сферах. Пост-кризисное будущее не отгадывается наперед, оно творится. А ситуация творчества требует особого статуса: автономии, ответственности и высокого самоуважения творящих. Подобные качества стремятся разбудить у подрастающего поколения преподаватели Школы генеральных конструкторов, работающие по проектам альтернативной энергетики будущего.

Школа генеральных конструкторов (ШГК) включает несколько направлений работы, которые были названы мастерскими. Одна из них – мастерская «Альтернативная энергетика будущего (водородная, возобновляемая)». Базовой школой для работы в этом направлении стала многопрофильная гимназия № 1515 города Москвы. За шесть лет мастерскую прошли и продолжают обучение в ней около 60 учащихся гимназии. Почти все они уже выбрали или собираются выбрать профессии, связанные с энергетикой и экономикой. Учащиеся секции не только получают фундаментальные интегрированные знания по физике, химии, экономике, географии, истории, но и обучаются деятельности генеральных конструкторов в области энергетики и современной прикладной физики. Ребята создали девять прорывных проектов в области возобновляемой энергетики, которые были представлены и высоко оценены на окружных, московских, всероссийских и международных конкурсах и выставках. Выпускники гимназии, слушатели ШГК, поступили в вузы, защитив проекты на Всероссийском конкурсе «Шаг в будущее»: МГУ – три выпускника, МГТУ имени Н.Э. Баумана – восемь.

ШГК – одна из форм организации факультативных занятий по проблемам современной и будущей энергетики. Учитель общеобразовательной школы в ограниченных временных рамках урока пытается донести до своих учеников весь багаж знаний, который накопило человечество по изучаемой теме. Часто уроки получаются информационно перегруженными. В лучшем случае ученик пытается выучить наизусть, запомнить очередную порцию непонятно для чего изучаемого материала. Он не видит связи предметов, не воспринимает окружающий мир как единое целое, не видит своего места в преобразовании и развитии этого мира. У ребенка создается впечатление, что в мире науки белых пятен практически не осталось. Вся актуальная информация содержится в Интернете, надо только уметь правильно искать. И вырабатывается позиция: «Зачем что-то придумывать, если все уже открыто?» Мы, взрослые, сами превратили учеников в потребителей, ставя задачу найти готовую информацию, а не предлагая придумать принципиальную схему и дать собственную оценку открытию, определить области его применимости. Автономия свободного творческого поиска подменяется ловкостью комбинирования данных из современных источников информации и их презентацией без критического анализа.

В чем уникальность ШГК? Подобной формы детско-взрослого сотрудничества нет нигде в мире. Она объединяет школьников, учителей, сотрудников управления образованием, представителей науки и производства, основываясь на заинтересованности каждой из сторон во взаимном общении. В нашу
группу входят ученики из школ Северо-Западного округа Москвы. Вместе с детьми мы познаем механизмы рождения открытий, постигаем передовые
рубежи отечественной и зарубежной науки и, конечно, совершенствуем свое педагогическое мастерство. Через освоение новой для нас педагогической технологии мыследеятельности, через новые формы построения учебного
 процесса мы ищем инновационные пути возрождения былого интереса учеников
к физике.

Без помощи и участия людей, которые двигают науку, школьным учителям не обойтись. Работа ШГК предполагает тесное сотрудничество со специалистами Российского научного центра «Курчатовский институт». Консультации, лекции, практические работы в лабораториях центра оживляют творческую деятельность учеников, поддерживают интерес к новому для них способу получения знаний.

Три аспекта деятельности генерального конструктора.

Первый аспект. Важнейшей особенностью работы генерального конструктора является то, что он должен находиться в постоянном соприкосновении с новыми открытиями и разработками, знать о них и разбираться в них. Поэтому одной из важнейших задач курса было введение учащихся в работу с научной действительностью передовых исследований и разработок. Это позволит им ориентироваться в научных прорывах, понимать, где в науке существуют возможные точки приложения, в которых наши школьники смогли бы самостоятельно осуществлять научные открытия и разработки.

Генеральный конструктор необходим, когда требуется решить комплексную проблему, не разрешимую в рамках какой-то одной предметной области, для решения которой у нас не хватает ни знаний, ни средств.

Второй аспект. Конструктор владеет различными типами деятельности и может работать на пересечении различных предметных областей. Сама деятельность генерального конструктора таит множество разных типов деятельности, является сложной синтетической деятельностью. Поэтому генеральный конструктор должен уметь удерживать эту комплексную проблему как рамку, которая позволяет ему собирать работу команды воедино.

Третий аспект. Постоянное удержание комплексного видения проблемы – еще одна принципиально важная особенность работы генерального конструктора. Учащиеся в рамках курса должны научиться как умению раскладывать комплексные проблемы на составляющие (редуцирование), так и умению удерживать всю сложность связей между этими аспектами в рамках целого. Пока Школа генеральных конструкторов существует в рамках экспериментальной площадки, но уже сейчас ее можно рассматривать как одну из моделей школы будущего. Планируется сохранить структуру и основные технологические принципы работы ШГК для создания сетевой окружной площадки. Ее назначение – факультативное изучение основ возобновляемой энергетики в разновозрастных группах заинтересовавшихся.

Опыт работы гимназии № 1515 в прорывных проектах в рамках ШГК и факультативов показал необходимость деятельности по поиску будущих талантливых ученых, способных вникать в проблемы общенационального масштаба, не боящихся брать на себя решение этих проблем, болеющих душой за свое будущее и будущее своей страны.

Код публикации: 

2359

Издание: 

Страница в издании: 

95