Методические аспекты преподавания химии в практике работы ГБОУ Центр образования № 218

к.пед.н., учитель биологии и химии ГБОУ ЦО № 218, Москва
учитель химии, зав. естественнонаучной лабораторией, ГБОУ ЦО № 218, Москва

Основными задачами модернизации российского образования сегодня являются: повышение его доступности, качества и эффективности. На обучении учащегося в рамках конкретного предмета это выражается в ранней предпрофильной подготовке, которая помогает школьнику и его семье построить индивидуальную образовательную траекторию таким образом, чтобы он был успешен на следующих образовательных ступенях (бакалавриат, магистратура).

Все действующие программы по химии трудно вложить в отведенное учебное пространство. Как сэкономить учебное время и вызвать интерес к предмету? Для каждого учителя это главная методическая проблема. Ключом к решению этих задач является пересмотр учебно-методического комплекса в целом, который определяется учебной программой предмета.

Анализ учебников показал не только отдельные преимущества каждого, но и разнообразие методических подходов к изложению материала, часто с недостаточным уровнем структурирования иерархии и преемственности основополагающих химических понятий, законов и теорий.

В целях сохранения уровня преподавания предмета и уменьшения перегрузок мы более десяти лет работали над созданием современного дидактического материала. За эти годы он был апробирован в общеобразовательных и специализированных классах; позже в группах с базовым и профильным уровнями изучения химии. Сейчас он широко используется нами при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ. Пособие предназначено для учащихся учебных заведений всех типов, начинающих изучение предмета «Химия».

Методика преподавания предмета с использованием таблиц основана на принципах системно-деятельностного подхода к обучению и реализует идеи развивающего обучения.

Рассмотрим основные принципы построения сборника:

  1. Естественнонаучное понимание Природы, ее блоковое описание системой соответствующих понятий, которые взаимосвязаны.
  2. Четкое изложение учебного материала.
  3. Использование инновационных технологий обучения в сочетании с традиционными.

С методической точки зрения мы представляем современный дидактический материал нового поколения, который совмещает в себе элементы учебника, рабочей тетради и сборника задач и упражнений [1]. Материал выстроен так, чтобы учащийся, приступающий к изучению предмета «Химия» по любой программе, независимо от возраста, смог полноценно усвоить все необходимые базовые понятия и приобрести навыки, позволяющие ему в дальнейшем успешно продолжить изучение данного учебного предмета как на базовом, так и на профильном уровне.

На первых же уроках мы говорим о материальных системах и типах материальных объектов. Вместе с детьми выводим всеобщие природные закономерности. Именно они лежат в основе линейного построения курса изучения химии, объяснения причинно-следственных связей, что требует от ребенка логики и научности мышления. Именно линейная логика позволяет реализовывать на практике развитие учащегося посредством предмета.

Данный дидактический материал используется в течение всего курса химии. Все понятия и законы рассматриваются на должном научном уровне, повторно к их изучению мы не возвращаемся, а имеем возможность повторить материал, опираясь на заполненное ранее пособие. Таблицы составлены так, что они динамично заполняются по мере объяснения нового материала. Его структура позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащемуся и изучать предмет как на общеобразовательном уровне, так и на профильном.

В пособии заложено большое количество заданий и упражнений, достаточных для выработки необходимых учебных навыков. Система домашних контрольных работ позволяет стимулировать учащихся к самообразованию через повторение и обобщение пройденного материала, а также позволяет избежать отставания учащихся, пропустивших ряд уроков. Учебный материал ребенок восстанавливает, опираясь на конспекты, предложенные в пособии, образец заполнения он может получить у учителя.

Использование пособия на уроке позволяет:

—  экономить время на уроке (ученики не чертят шаблоны таблиц);

—  получить главную информацию урока, грамотно записанную, не тратя время на ее запись учащимися в тетради;

—  изучить дополнительный материал, которого нет в учебнике; устранить пробелы в знаниях курса химии;

—  успешно овладеть общеучебными умениями и навыками;

—  совместить работу с просмотром компьютерной презентации шаблона страницы, а в конце занятия с ее заполненным образцом.

Комплект авторских дидактических таблиц позволяет предложить вариант обеспечения горизонтальной и вертикальной преемственности химического образования не только в процессе школьного обучения, но и его продолжения в вузе.

Список литературы: 

1. Пашканг М.К., Крамаренко О.К. Химия: основные понятия. М., 2008–2011.

Код публикации: 

2361

Издание: 

Страница в издании: 

102