Профессиональное ориентирование школьников в контексте образовательных стандартов МГУ и программы развития МГУ до 2020 г.: опыт юридического факультета

к.ю.н., доцент юридического факультета, МГУ

Профессиональное ориентирование школьников в настоящее время приобретает особое значение. С одной стороны, существующие правила приема в вузы, позволяющие подавать документы «не более чем в пять вузов, по трем направлениям подготовки (специальностям), или укрупненным группам направлений подготовки (специальностей), или факультетам в одном вузе» [1], приводят к снижению мотивации у части абитуриентов.

С другой стороны, образовательные стандарты МГУ, определяющие порядок непрерывной шестилетней подготовки магистра, в связи с обусловленной законодательством двухступенчатой структурой (бакалавриат – магистратура) предъявляют повышенные требования к студентам и предоставляют им расширенные возможности по самостоятельному построению образовательной траектории. Поэтому успешная реализация новых стандартов ожидается лишь при раннем профессиональном ориентировании.

Таким образом, задачей вуза в подготовке высококвалифицированного и востребованного на рынке труда специалиста является непрерывная работа по профессиональному ориентированию абитуриента и, в дальнейшем, студента.

Профессиональное ориентирование абитуриента и, в дальнейшем, студента включает 3 этапа:

—  содействие школьнику в осознании его талантов и склонностей к правоведению и принятии решения поступить на юридический факультет;

—  содействие студенту 1–2 курсов бакалавриата в построении его образовательной траектории;

—  содействие студенту последующих курсов в определении конкретной сферы профессиональных интересов и последующего трудоустройства.

Образовательные стандарты МГУ и Программа развития МГУ до 2020 г. в качестве партнеров вуза по профессиональному ориентированию указывают школу (на начальном этапе) и работодателя (на финальном этапе).

Основными формами профессионального ориентирования школьников на начальном этапе являются:

  1. Занятия со школьниками по повышению правовой грамотности. Преподаватели юридического факультета МГУ выступают с выездными лекциями в московских школах [2]. Студенческие консультации факультета участвовали в реализации социально-педагогического проекта «Живое право» [3].
  2. Олимпиады школьников. Факультет в течение многих лет выступает организатором олимпиады «Ломоносов» по праву, победители и призеры которой в дальнейшем показывают, как правило, хорошую и отличную успеваемость, мотивированы к обучению. С учетом того, что в настоящее время олимпиада проводится в два тура, роль школы может состоять в организации «площадки» для проведения заочного тура олимпиады [4].
  3. Организация специализированных правовых классов на основе соглашения между школой и факультетом. В настоящее время организованы гуманитарные классы-группы, получающие дополнительное образование для поступления на юридический факультет МГУ, на базе школы № 171 г. Москвы. Планируется активно развивать указанное направление.
  4. Организация дистанционных подготовительных курсов для абитуриентов, возможность их реализации на школьной материально-технической базе [5].

Необходимым условием успешного взаимодействия со школами в профессиональной ориентации учащихся является кадровое и методическое обеспечение учебного процесса. На факультете реализуется курс краткосрочного повышения квалификации «Теория и методика преподавания права в школе» [6]. Разрабатывается вариант указанного курса в дистанционной форме, а также УМК по праву для школьников и учителей с учетом недавно принятых образовательных стандартов [7].

Список литературы: 

1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011 г. № 2895). П. 26.
2. http://teacher.msu.ru/school/lectures
3. http://www.law.msu.ru/node/22182
4. Подробнее об олимпиаде школьников «Ломоносов» по праву см.: [http://www.law.msu.ru/olimpiady].
5. Подробнее о дистанционных подготовительных курсах см.: [http://www.law.msu.ru/enter/courses].
6. Подробнее о программе см.: [http://www.law.msu.ru/node/19484].
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) // Российская газета. 2012. 21 июня.

Код публикации: 

2362

Издание: 

Страница в издании: 

107