Профессиональное ориентирование школьников в настоящее время приобретает особое значение. С одной стороны, существующие правила приема в вузы, позволяющие подавать документы «не более чем в пять вузов, по трем направлениям подготовки (специальностям), или укрупненным группам направлений подготовки (специальностей), или факультетам в одном вузе» [1], приводят к снижению мотивации у части абитуриентов.
С другой стороны, образовательные стандарты МГУ, определяющие порядок непрерывной шестилетней подготовки магистра, в связи с обусловленной законодательством двухступенчатой структурой (бакалавриат – магистратура) предъявляют повышенные требования к студентам и предоставляют им расширенные возможности по самостоятельному построению образовательной траектории. Поэтому успешная реализация новых стандартов ожидается лишь при раннем профессиональном ориентировании.
Таким образом, задачей вуза в подготовке высококвалифицированного и востребованного на рынке труда специалиста является непрерывная работа по профессиональному ориентированию абитуриента и, в дальнейшем, студента.
Профессиональное ориентирование абитуриента и, в дальнейшем, студента включает 3 этапа:
— содействие школьнику в осознании его талантов и склонностей к правоведению и принятии решения поступить на юридический факультет;
— содействие студенту 1–2 курсов бакалавриата в построении его образовательной траектории;
— содействие студенту последующих курсов в определении конкретной сферы профессиональных интересов и последующего трудоустройства.
Образовательные стандарты МГУ и Программа развития МГУ до 2020 г. в качестве партнеров вуза по профессиональному ориентированию указывают школу (на начальном этапе) и работодателя (на финальном этапе).
Основными формами профессионального ориентирования школьников на начальном этапе являются:
- Занятия со школьниками по повышению правовой грамотности. Преподаватели юридического факультета МГУ выступают с выездными лекциями в московских школах [2]. Студенческие консультации факультета участвовали в реализации социально-педагогического проекта «Живое право» [3].
- Олимпиады школьников. Факультет в течение многих лет выступает организатором олимпиады «Ломоносов» по праву, победители и призеры которой в дальнейшем показывают, как правило, хорошую и отличную успеваемость, мотивированы к обучению. С учетом того, что в настоящее время олимпиада проводится в два тура, роль школы может состоять в организации «площадки» для проведения заочного тура олимпиады [4].
- Организация специализированных правовых классов на основе соглашения между школой и факультетом. В настоящее время организованы гуманитарные классы-группы, получающие дополнительное образование для поступления на юридический факультет МГУ, на базе школы № 171 г. Москвы. Планируется активно развивать указанное направление.
- Организация дистанционных подготовительных курсов для абитуриентов, возможность их реализации на школьной материально-технической базе [5].
Необходимым условием успешного взаимодействия со школами в профессиональной ориентации учащихся является кадровое и методическое обеспечение учебного процесса. На факультете реализуется курс краткосрочного повышения квалификации «Теория и методика преподавания права в школе» [6]. Разрабатывается вариант указанного курса в дистанционной форме, а также УМК по праву для школьников и учителей с учетом недавно принятых образовательных стандартов [7].