Развитие компетенций, связанных с применением ИКТ, в преподавании истории: из опыта проведения школ учителей в МГУ

д.и.н., профессор, заместитель декана по УМО исторического факультета, МГУ

Опыт проведения на историческом факультете МГУ курсов повышения квалификации и летних школ учителей истории выявил устойчивый интерес школьных педагогов к методике преподавания истории, использованию современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Этот интерес проявлялся как в ходе «круглых столов», завершавших работу школ, ориентированных на проблематику отечественной и всеобщей истории, так и при обработке анкет, заполнявшихся участниками – учителями истории. В этой связи было решено провести в конце августа 2012 г. на историческом факультете МГУ летнюю школу учителей истории по теме: «Опыт использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории».

На открытии школы выступил декан исторического факультета, академик РАН С.П. Карпов, отметивший необходимость расширения контактов школьных учителей и университетских преподавателей-историков, обмена опытом в области использования ИКТ в преподавании исторических дисциплин. С.П. Карпов охарактеризовал также опыт, накопленный в этой области на историческом факультете МГУ. Программу школы обеспечили преподаватели кафедры исторической информатики. Учителя прослушали лекции о современных тенденциях развития использования ИКТ в гуманитарном образовании, о новых информационных ресурсах по истории России, о возможностях применения дистанционных технологий в изучении истории, компьютерных средствах дистанционного обучения и опыте их использования в образовательном процессе на историческом факультете МГУ.

Наибольший интерес слушателей школы привлек практикум по технологиям дистанционного обучения, проведенный в компьютерных классах исторического факультета, а также интерактивный семинар по обмену опытом применения информационных технологий в преподавании истории в школе. Завершил работу школы круглый стол «Проблемы и перспективы применения современных информационных технологий в преподавании истории и обществознания в школе». Участники круглого стола отметили, в частности, что новый Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования включает требования к информационно-методическим условиям реализации основной образовательной программы, которые должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой, использованием ИКТ. В то же время набор компетенций, зафиксированных в ФГОС высшего профессионального образования по направлению «История», включает ряд компетенций, требующих знания ИКТ, навыков работы с этими технологиями. В этой связи отмечалась необходимость дальнейшего расширения в данной области контактов школьных и университетских педагогов.

Отметим, что по результатам анкетирования участников школы на вопрос «Какие тематики курсов повышения квалификации и летних школ являются для Вас наиболее интересными» (9 вариантов ответа) большинство ответили: современные методы компьютерной поддержки (70 %) и новые достижения в сфере науки (70 %). На вопрос о том, какие формы проведения курсов повышения квалификации являются наиболее привлекательными для учителей (6 вариантов ответа), две первых позиции заняли ответы: «Кратковременное интенсивное обучение с отрывом от работы» (80 %) и «С использованием дистанционных технологий обучения» (54 %). Таким образом, результаты анкетирования отражают рост интереса школьных педагогов к возможностям использования ИКТ в их практике.

Код публикации: 

2363

Издание: 

Страница в издании: 

108