Для значительной части учеников школ 10–11 классы – время интенсивной подготовки к продолжению образования в вузе, что определяет дифференциацию предметов по степени «нужности». Ситуацию усугубляет закрепленная на государственном уровне концепция профильности образования в старших классах средней школы [1, 2]. В результате вырисовывается следующая градация школьных предметов: (1) профильные предметы (предметы, напрямую связанные с направлениями дальнейшего образования и сферой предполагаемой профессиональной деятельности и необходимые для сдачи ЕГЭ для поступления по выбранному направлению); (2) полупрофильные предметы (предметы, напрямую не связанные с направлениями дальнейшего образования и сферой предполагаемой профессиональной деятельности, но необходимые для сдачи ЕГЭ для поступления по выбранному направлению); (3) непрофильные предметы, востребованные в сфере предполагаемой профессиональной деятельности (в качестве примера можно привести иностранные языки – в первую очередь английский); (4) непрофильные предметы, не востребованные в сфере предполагаемой профессиональной деятельности. Соответственно выстраивается градация стимулов для изучения школьных дисциплин. Для первой группы работают стимулы внутренние (познавательный интерес к предметам, составляющим базу для будущей профессии) и внешние (необходимость хорошо сдать экзамены для поступления в вуз по выбранному направлению). Для второй группы определяющими являются внешние стимулы, а для третьей, наоборот, внутренние (в том случае, если существует осознание степени востребованности данных предметов для дальнейшей профессиональной деятельности). Наконец, стимулы для изучения четвертой группы, как правило, отсутствуют. Необходимость выбрать до 1 февраля предметы, по которым учащийся собирается сдавать ЕГЭ в текущем году, жестко фиксирует набор предметов первой и второй групп, а широко используемая многими вузами практика приема большого количества абитуриентов без вступительных испытаний (то есть, вне зависимости от результатов ЕГЭ) по итогам олимпиад (массовость обеспечивается за счет олимпиад школьников из специального перечня, утверждаемого ежегодно Минобрнауки России) задает в качестве целеполагания один единственный предмет.
Подобная схема, очевидно, заточена под усиление связки «школа – вуз», но при этом нивелирует ценности школьного образования по предметам, не являющимся для школьника профильными или полупрофильными. Иными словами, школьное образование в старших классах все больше трансформируется в подготовку к поступлению в вузы, а если точнее – в натаскивание на четко определенный набор ЕГЭ. Закономерным итогом подобного подхода является потеря самодостаточности школьного образования и вольно или невольно возникающие у школьников вопросы, один из которых вынесен в заглавие: зачем школьнику учить историю, географию, физику, химию и вообще предметы, которые он не собирается сдавать в качестве ЕГЭ? В результате уже на выходе из школы мы получаем то, что можно обозначить как «синдром Шерлока Холмса» – незнание и нежелание знать предметы, выходящие за сферу профессиональной деятельности [3].
Так зачем в школе учить историю? К сожалению, ведущую роль играет именно внешняя мотивация – необходимость сдавать ЕГЭ, а не мотивация внутренняя – интерес к предмету. Широкое распространение ЕГЭ по истории – его наличие требуется для поступления на 75 направлений подготовки / специальностей (для сравнения, ЕГЭ по обществознанию необходимо для поступления на 42 направления подготовки / специальности, география только на 15) [4] – гарантирует, что в школе данный предмет учить будут. Однако возникает новый вопрос: останутся ли данные знания востребованными после сдачи ЕГЭ, учитывая, что для более половины направлений, согласно предложенной классификации, история является предметом полупрофильным? И будут ли учить историю школьники, связывающие свое будущее с направлениями, для которых не требуется сдача ЕГЭ по истории?
Если оставить в стороне привходящий мотив ЕГЭ, то вопрос остается: для чего в школьном расписании нужен такой предмет как история? Наиболее полный ответ можно найти в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Согласно этому документу, изучение истории в старших классах средней школы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
«— воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
— развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
— освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
— овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
— формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности» [5].
Перечисленные цели относятся к базовому уровню стандарта по истории (обязательному для всех учащихся), который «ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными, развивающими задачами общего образования, задачами социализации и развития представлений обучающихся о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности». На профильном уровне, ориентированном на «подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности и приобретение практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной», список целей повторяется, но в несколько расширенной форме [5].
Близкие формулировки содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном в 2010 г.:
«1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве» [6].
Таким образом, по крайне мере номинально, история – также как и все остальные школьные предметы – обладает самодостаточной значимостью, не связанной с выбором дальнейшей образовательной или жизненной траектории. При этом знаниевая компонента выступает в качестве основы для формирования ценностных ориентиров, в первую очередь, таких качеств как патриотизм и гражданственность, умение ориентироваться в событиях прошлого и настоящего, давать им обоснованную оценку и определять собственную позицию по отношению к происходящему. Далеко не случайно, что именно история (наряду с другими предметами, такими как обществознание) должна закладывать и определять перечисленные ценностные ориентиры. История – это факты, это прошлое, из которого вырастает настоящее, это объективная реальность предшествовавших событий, которые привели к текущему состоянию дел. Изучение истории – в первую очередь, истории своей собственной страны – позволит сформировать ценности, без которых невозможно стать настоящим гражданином и патриотом.
К сожалению, существующая форма итогового оценивания знаний находится в противоречии с заявленными целями и не обеспечивает контроля за их выполнением – в результате те, кому нужно сдавать ЕГЭ по истории, заучивают факты, необходимые для сдачи данного экзамена, те же, кому ЕГЭ по истории не нужно сдавать, – и вовсе могут практически не учить данный предмет, поскольку итоговая оценка основывается исключительно на текущем контроле.
В заключении хотелось бы привести цитату из романа Роберта Хайнлайна «Звездная пехота» (иначе – «Звездный десант»; оригинальное название – Starship Troopers), известного также по экранизации Пола Верховена:
«Единственный предмет из курса подготовки, о котором хотелось бы рассказать – история и нравственная философия.
[…]
Правда, экзаменов, как и в школе, не устраивали: в конце обучения – беседа с инструктором, без отметок. Главным было его мнение, годишься ли ты в офицеры.
Если он давал отрицательное заключение, по этому поводу устраивали целый консилиум, где решалось уже не то, можешь или не можешь ты быть офицером, а возможность твоего пребывания в армии вообще, неважно в каком звании. И они уже не смотрели, как лихо ты обращаешься с оружием… лучшим исходом при этом было повторное прослушивание курса. А в худшем ты становился штатским человеком…» [7].
Примечания:
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783) [http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/groun/505].
- О «нужности» и «ненужности» изучаемых в школе предметов см.: Миньяр‑Белоручев К.В. «Физика для лириков»: преподавание географии в школе и формирование пространственных представлений у будущих «гуманитариев» // Новые образовательные программы МГУ и школьное образование: Материалы конференции учителей школ и преподавателей МГУ. М., 2012. С. 99–105.
- «О современной литературе, политике и философии он почти не имел представления. Мне случилось упомянуть имя Томаса Карлейля, и Холмс наивно спросил, кто он такой и чем знаменит. Но когда оказалось, что он ровно ничего не знает ни о теории Коперника, ни о строении cолнечной системы, я просто опешил от изумления. Чтобы цивилизованный человек, живущий в девятнадцатом веке, не знал, что Земля вертится вокруг Солнца, – этому я просто не мог поверить!
– Вы, кажется, удивлены, – улыбнулся он, глядя на мое растерянное лицо. – Спасибо, что вы меня просветили, но теперь я постараюсь как можно скорее все это забыть… Ну хорошо, пусть, как вы говорите, мы вращаемся вокруг Солнца. А если бы я узнал, что мы вращаемся вокруг Луны, много бы это помогло мне или моей работе?» (Конан Дойл А. Этюд в багровых тонах.)
4. Перечень вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию (утвержден приказом Минобрнауки России от 28.10.2009 г. № 505, редакция от 3.10.2011 г.) [http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=121813;div=LAW;dst=100004].
5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 5.03.2004 г. № 1089, редакция от 31.01.2012 г.) [http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base =EXP;n=423105].
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897) [http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=110255;div=LAW;dst=100004].
7. Хайнлайн Р. Звездная пехота. Гл. 11.