Программа МГУ – школе призвана расширить взаимодействие с системой среднего образования, организуя комплексную программу мероприятий, ориентированную на создание всестороннего диалога между специалистами в сфере образования. Программа включает в себя как мероприятия ориентированные на учителей, так и мероприятия ориентированные на учеников. Среди получивших признание и пользующихся неизменным интересом учителей можно выделить «летние школы» для учителей. В рамках комплексной программы на философском факультете МГУ, начиная с 2010 г. проводятся «Летние школы для учителей обществознания», посвященные актуальным проблемам преподавания обществоведческих дисциплин в средней школе. К участию в школе на бесплатной основе приглашаются ведущие учителя и специалисты по методике преподавания обществознания из всех регионов России. Задачи по организации и проведению Летней школы успешно реализуются коллективом кафедры философии образования – заведующий кафедрой, доцент, к.филос.н., Елена Владимировна Брызгалина. Традиционно особый интерес на летних школах по обществознанию вызывают вопросы методики подготовки учащихся к участию в олимпиадах обществоведческого профиля, вопросы совершенствования методов оценки знаний учащихся по обществоведческим дисциплинам.
В процессе работы школы и обмена опытом, в ходе проведения круглых столов, в ситуации диалога представителей высшей и средней школы были намечены перспективные направления дальнейшего сотрудничества: это и продолжение работы летних школ, и съезды учителей-предметников на базе МГУ имени М.В.Ломоносова для обмена опытом и взаимодействия с вузовской наукой, организация экспериментальных площадок вузов в школах; организация открытой интернет-площадки для обсуждения наиболее трудных содержательных вопросов обществоведческих курсов. Именно по намеченным направлениям на философском факультете, к настоящему моменту, происходит реализация комплексной программы МГУ – школе. Инновационной компонентой реализации программы на факультете в 2012 г. стала организация и проведение серии лекций, семинаров, конференций, организуемых посредством сети Интернет, так называемых, вебинаров. Программа осеннего цикла вебинаров для учителей обществознания включает в себя темы, подчеркивающие интегральный, междисциплинарный характер обществознания как школьного предмета, например:
- Междисциплинарность в школьном курсе обществознания на материале темы «Происхождение человека»;
- Междисциплинарность в школьном курсе обществознания на материале проблем соотношения биологического и социального;
- Междисциплинарность в школьном курсе обществознания на материале прикладных направлений современного философского знания;
- История науки в школьном курсе обществознания (от античности до Нового времени);
- История науки в школьном курсе обществознания (понятие «классическая наука»);
- Специфика современной науки в школьном курсе обществознания.
Анализ опыта проведения вебинаров показывает, что такая форма взаимодействия, когда участники могут не только послушать ведущих специалистов в области гуманитарного знания, но и задать интересующие вопросы в реальном времени и получить ответы на них, очень эффективна по разным критериям. Назовем всего два из них: экономический и количество участников. Взаимодействие посредством сети Интернет, открытость трансляции, когда каждый заинтересовавшийся, может стать соучастником вебинара, позволяют рассчитывать на более широкий охват аудитории в виртуальном пространстве, чем в реальном. Стоит отметить и качественный аспект, связанный с тем, что содержание вебинаров привлекает внимание не только учителей, но и школьников, которые также задают вопросы, вступают в обсуждение. Возникает система с обратной связью, когда вектор обсуждения лекции, доклада между преподавателями вуза, специалистами, школьными учителями корректируется реакцией школьников, их вопросами, комментариями. Проведение вебинаров, создание Интернет-площадок – это очень интересный опыт, требующий дальнейшего развития и одновременно всестороннего анализа.
Таким образом, в качестве реализации задач программы МГУ – школе философский факультет стремится поддерживать намеченные направления деятельности, развивать новые формы взаимодействия, используя самые передовые Интернет технологии.