Современные технологии преподавания обществознания в школе

учитель истории и обществознания, ГБОУ СОШ № 1970, Москва

Усиление внимания к обществознанию в школьном образовании в настоящее время очевидно. Среди предметов по выбору ЕГЭ по обществознанию прочно занял первое место.

В связи с модернизацией образования, внедрением нового образовательного стандарта предусматривается кардинальное изменение и самого процесса обучения. Теперь школе предстоит подготовить молодых людей, обладающих не столько сформированными знаниями, сколько творческой активностью, способностью к самостоятельному поиску, а также определенными социальными компетенциями, помогающими ориентироваться в перипетиях современной жизни, применять знания на практике. Эти задачи требуют от учителя внедрения современных образовательных технологий.

Что же такое педагогические технологии? В понимании и употреблении существуют большие разночтения. Обращусь только к некоторым:

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [1].

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [2].

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [3].

Многие учителя истории и обществознания на практике используют такие технологии, как развития критического мышления, проблемного, модульного обучения и другие. Технология критического мышления стимулирует учащихся проявлять любознательность, использовать поисковую деятельность: ставить перед собой определенную проблему и осуществлять продуманный поиск ответов на нее. Критическое мышление способствует развитию не отдельного умения или навыка, а позволяет вырабатывать многие умения: анализ обстоятельств и информации, обмен мнениями, участие в дискуссиях, синтез идей, формулирование заключений и выводов. Данная технология способствует успешному выполнению выпускниками заданий ЕГЭ. Результаты применения технологий формирования критического мышления востребованы при выполнении заданий на дополнительном экзамене по обществознанию в МГУ, в чем я убедилась, участвуя в работе предметной комиссии по обществознанию в МГУ в 2012 г.

Проектная технология учит анализировать конкретную проблему, побуждает учащихся проявлять интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе работы над проектом учащиеся сами ставят цель, определяют пути ее достижения.

«Исследовательский проект – первый научный труд школьника. Навыки, полученные в работе над ним, помогают успешно справляться с курсовыми и дипломными работами в вузе, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, а также во время любых публичных выступлений» [4]. В Юго-Западном округе города Москвы существует конкурс проектных и учебно-исследовательских работ учащихся «Ярмарка идей на Юго-Западе». В 2012 г. он отметил свое десятилетие. Мне приятно отметить, что и мои воспитанники на протяжении четырех лет становятся победителями данного конкурса.

Взаимодействие учителей школ и преподавателей Московского университета является важным для развития содержания и методик обществоведческой подготовки.

Список литературы: 

1. Толковый словарь русского языка. Под ред. Дмитриева Д.В. [http://lib.mexmat.ru/books/53336].
2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.,2001.
3. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий [http://old.churap.ru/Informat/InfoSelSch/page1/1-6.htm].
4. Положения о конкурсе «Ярмарка идей на Юго-Западе» [www.idea.mosuzedy.ru].

Код публикации: 

2367

Издание: 

Страница в издании: 

117