Развитие предпринимательских навыков у школьников в рамках формирования инновационного кластера «ВУЗ – школа – бизнес»

д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики инноваций экономического факультета, МГУ

В современном обществе возникает принципиально новая система создания общественного богатства, в основе которого – образование, исследования и инновации. Не случайно, поэтому, многие исследования последнего времени посвящены вопросу новой роли университетов, которые рассматриваются как один из важнейших инструментов поддержки и усиления инновационного развития. Сегодня университеты во всем мире проходят этап существенной трансформации – наряду с обучением и исследованием (первая и вторая функции университетов) университеты приобретают третью функцию – предпринимательскую, связанную с  коммерциализацией результатов научно-исследовательской деятельности. Таким образом, миссия современного образования – подготовка кадров, адекватных требованиям новой экономики, обладающих новыми компетенциями и  инновационным типом мышления.

Большинство проблем формирования таких кадров упирается в отсутствие рыночной синхронизации – умений, навыков и компетенций, приобретаемых в ВУЗах, и реальных задач экономики и потребностей рынка труда, спроса на инновации со стороны бизнеса и т.д. Принятые в настоящее время образовательные стандарты третьего поколения предусматривают компетентностный подход к образовательному процессу, исходным пунктом которого являются требования, предъявляемые к выпускнику рынком труда. Таким образом, конкурентоспособное образование высокого уровня качества (особенно если говорить о прикладном его характере) следует создавать совместно с представителями бизнеса, учитывая его запросы и потребности, и формируя на этой основе необходимые компетенции в сфере инновационного предпринимательства. Такая постановка проблемы требует также принципиальной смены содержания и методов  современной системы обучения, которое должно приобретать реальное профессиональное ориентирование.

Именно поэтому перед кафедрой экономики инноваций руководством экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова была поставлена глобальная задача не только научно-методологической проработки и  систематизации знаний в сфере проблем инновационного развития, но и формирования инновационной среды с разнообразными площадками по взаимодействию школьников, студентов, сотрудников вузов, жителей г. Москвы с представителями реального бизнеса.

С 1991 г. при кафедре экономики инноваций экономического факультета МГУ успешно функционирует Школа молодого предпринимателя. За прошедшие 5–8 лет кафедрой экономики инноваций были созданы Студенческий бизнес-клуб, Студенческий бизнес-инкубатор МГУ (при поддержке Научного парка МГУ и Центра трансфера технологий МГУ, ежегодно проводится Конкурс инновационных проектов для студентов четвертого курса бакалавриата, а также оказывается консультационная поддержка по созданию малых инновационных предприятий в вузах).

Новым этапом в формировании инновационной среды, способствующей развитию предпринимательских навыков среди молодежи, явилось создание PRE.Инкубатора для школьников в рамках инновационного междисциплинарного кластера (школа – колледж – вуз – предприятие).

В основе философии PRE.Инкубатора лежит идея организации обучения и познания через практику и опыт, а основной формой обучения является игровое обучение и тренинги, в рамках которых школьники погружаются в реальные ситуации через различные формы подачи учебных материалов:

  1. Тренинг, где дается теория, инструменты, навыки для их использования и практикуется использование этих инструментов в стандартных ситуациях.
  2. Деловая игра, где ученикам дается заранее спрогнозированная современная ситуация, в рамках которой необходимо правильно и в точной последовательности применять полученные в процессе тренингов навыки и инструменты.
  3. Ролевая игра, где ученикам создается искусственная и не связанная с современностью ситуация, где необходимо понять, какие инструменты из уже изученных можно применять.
  4. Ко-воркинг, полное погружение, где ученикам дается кейс из работы реального предприятия малого бизнеса с реальными данными для решения проблем данной компании.

К проведению занятий в PRE.Инкубаторе приглашены профессиональные бизнес-тренеры, консультанты и предприниматели. Основная задача образовательной программы – развитие прикладных навыков у школьников, которые часто остаются за рамками теоретических программ выпускных классов и первых курсов вузов.

Образовательная программа PRE.Инкубатора позволит школьникам развить навыки предпринимательского мышления, презентации, аргументации и планирования. В рамках курса участники смогут понять ключевые законы бизнеса, финансов, маркетинга, особенности создания нового предприятия, научатся составлять бизнес-планы и защищать собственные проекты перед внешней аудиторией.

Таким образом, PRE.Инкубатор – это новая инновационная площадка, являющаяся неотъемлемой частью инновационного кластера «вуз – школа –бизнес», где школьники могут погрузиться в мир бизнеса, получить все необходимые умения и навыки для того, чтобы в командах развивать собственные проекты. Новейшие образовательные методики через деловые и ролевые игры позволят достигнуть должного уровня мотивации и энтузиазма школьников к обучению и будут способствовать развитию талантливой молодежи.

Код публикации: 

2368

Издание: 

Страница в издании: 

118