О роли вопросов по экономике в школьном курсе обществознания

к.э.н., доцент философского факультета, МГУ

В последнее время в связи с внесенными изменениями в образовательный стандарт старшей школы, который вступит в силу с 2020 г., в профессиональном сообществе развернулась очередная дискуссия по поводу места и роли отдельных разделов курса обществознания в средней школе. Несмотря на принятый новый образовательный стандарт, в настоящее время подготовка школьников осуществляется на основании действующего стандарта. В соответствии с действующим стандартом изучение обществознания осуществляется в основной школе, в рамках старшей школы на базовом или профильном уровне в зависимости от специфики подготовки (естественно-научная, математическая или социально-гуманитарная).

Прежде, чем перейти непосредственно к попытке определить место блока экономических вопросов в школьном курсе обществознания, считаем необходимым, определиться с терминологией. Для цели написания данных тезисов мы будем исходить из понимания обществознания, как обобщающего термина, характеризующего комплекс наук, имеющих в качестве своего объекта изучения общество в целом, а также проходящие в нем общественные процессы. Традиционно в качестве основных наук, входящих в состав обществознания, принято рассматривать философию, экономику, социологию, политологию и право. Причем, следует отметить, что экономика и социология построены в значительной степени на математическом аппарате (например, математическое моделирование экономических процессов, прикладные социологические исследования проводятся на основе статистического моделирования), а политология, право и философия построены в основном на общих суждениях и подразумевают использование личного опыта. Необходимость изучения этого комплекса основ общественных наук обусловлена тем, что в качестве результата изучения обществознания подразумевается не только получение специальных знаний и наработка соответствующих навыков, которые необходимы для эффективного решения типичных проблем в социальной, экономической, политической и духовной сферах жизни, но и формирование цельной, патриотически-ориентированной, зрелой личности с богатым внутренним миром. Особенность этого подхода к изучению обществознания заключается в том, что основы общественных наук изучаются именно как комплекс, то есть с учетом конкретных межпредметных связей. Указанная выше особенность обществознания обусловлена постоянно усложняющимися общественными процессами, происходящими в реальной жизни, что, в свою очередь, не может не влиять на развитие научного осмысления динамики общества. Системный целевой характер обществознания однозначно подразумевает именно комплексное изучение основ общественных наук. Причем ранжировать их по степени важности в настоящее время не представляется возможным. В связи с этим, все попытки, осуществляемые в последние годы, выделить некоторые разделы обществознания как особенные (экономика и право), нам представляются безосновательными с точки зрения целеполагания изучения обществознания.

В настоящее время в профессиональном сообществе активно обсуждаются несколько основных концепций изменения школьного курса обществознания. Остановимся более подробно на двух из них.

  1. Из существующего курса обществознания выделяются в отдельные школьные предметы такие разделы, как «Экономика» и «Право».
  2. Существующий курс обществознания сокращается только до двух разделов «Экономика» и «Право».

На наш взгляд, представленные выше концепции носят диаметрально противоположный характер с содержательной точки зрения. Но помимо этого, они противоречат идеологии реформ российского образования. В первую очередь, речь идет об изменении (увеличении) роли инженерного и естественно-научного высшего образования в системе высшего профессионального образования и снижении роли гуманитарного образования, где по целому ряду специальностей обществознание является профильным предметом. И в первой концепции, и во второй внесение указанных выше изменений ставит под сомнение соответствие формы и содержания обществознания, так как экономические и правовые аспекты являются необходимыми для корректного и полного описания функционирования общества. С другой стороны, сложно представить процесс познания закономерностей функционирования общества, если ограничиться экономическим и юридическим предметными полями и совсем исключить основы философии, социологии или социальной психологии. Рассмотрение указанных выше манипуляций со школьным курсом обществознания демонстрирует, на наш взгляд, либо полное непонимание сути происходящих социальных процессов, или, что еще хуже, сознательно ограничивает коридор возможностей получения знаний об обществе у современных школьников. Поэтому и в первом, и во втором случае изъятие принципа комплексности изучения обществознания лишает школьников, а в будущем студентов и специалистов, возможности системного анализа социальных процессов. В связи с вышеизложенным, считаем целесообразным вернуться к центральной идее реализации комплексного подхода к изучению обществознания. А именно: все разделы обществознания обладают одинаковой содержательной ценностью, даже, несмотря на то, что на изучение каждого из них отводится разное количество времени. Позиционирование отдельных разделов как более или менее важных, по нашему мнению, недопустимо. Еще одним весомым аргументом в поддержку обществознания как комплексного учебного предмета выступает тот факт, что специфика современного общественного развития такова, что в условиях сегодняшнего дня практически отсутствуют вопросы, с ярко выраженным предметным оттенком. Поэтому для того, чтобы их эффективно решать, необходимо обладать достаточными знаниями в разных предметных областях и умением находить и видеть межпредметные связи.

Код публикации: 

2369

Издание: 

Страница в издании: 

120