Междисциплинарный подход в преподавании курса обществознания в контексте непрерывного образования «школа – ВУЗ»

учитель обществознания, ГБОУ СОШ № 187, Москва

Тенденции отечественного образования, события в международной образовательной среде, поиск новых концептуальных основ образовательной политики приводят современную школу к необходимости преодоления множественных вызовов.

По мнению О.Ю. Марковой, проблемы и противоречия сферы образования связаны с отсутствием единых целей, потребностей у субъектов образовательного процесса, взаимодействие которых осложнено в виду необходимости функционирования в условиях дисперсного информационного, коммуникативного пространства. О.Ю. Маркова называет такие проблемы образования, как снижение эффективности, затруднения ценностного диалога поколений, сложности формирования и поддержания корпоративной культуры образовательного учреждения [1]. Необходимо отметить и трудности взаимодействия двух составляющих образовательного процесса (школьного и вузовского образования), которое зачастую по характеру практической деятельности и текущим задачам представляется противостоянием двух лагерей. Остается актуальной и этическая проблема, связывающая взаимодействие субъектов образования с достаточно распространенным восприятием образовательного процесса как «обмена услугами» [1].

Перед представителями интеллектуального сообщества, работниками сферы образования сегодня стоит задача реализовать представленные новыми образовательными стандартами и программами цели, и междисциплинарный подход представляется серьезной основой воплощения современных обновленных принципов и тенденций. Интеграция методологических подходов, исследовательских принципов и культурно-ценностных ориентаций не только в области социально-гуманитарного знания возможна средствами философского анализа, а область философии образования остается ориентированной на весьма практические составляющие.

На наш взгляд, в школьном курсе обществознания междисциплинарный методологический принцип необходимо используется при изучении многочисленных вопросов каждого из самостоятельных разделов курса («Человек»; «Общество как система»; «Социальные отношения» и т.д.). Междисциплинарность выступает единственным и основным орудием в процессе рассмотрения ряда проблемно-исследовательских направлений, представленных самостоятельными научными дисциплинами в структуре высшего образования (конфликтология, политическая психология и др.).

Реализация междисциплинарного подхода в преподавании данного предмета связана с особенностями социально-гуманитарного знания (качественные характеристики целей и задач, стоящих перед исследователями/учащимися; характер деятельности ученого/преподавателя/учащегося, определенная ограниченность методов исследования и др.).

Представляется очевидной связь междисциплинарного подхода в преподавании обществознания и решения общих педагогических, воспитательных задач и проблем профессиональной ориентации учащихся.

Нельзя игнорировать тот факт, что сегодня попытка решить проблему взаимодействия школьного и вузовского образования отдельно взятой школой становится фактором, определяющим выбор родителей образовательной стратегии своего ребенка. На наш взгляд, необходим баланс системы согласованных действий по реализации политики профориентации и признание «презумпции личности» как особой этико-педагогической позиции [2].

Список литературы: 

1. Маркова О.Ю. Междисциплинарность как методологический принцип философии образования // Образование и гражданское общество (материалы круглого стола 15 ноября 2002 г.). Серия Непрерывное гуманитарное образование <...> Выпуск 1. СПб, 2002. С. 24–27.
2. Валицкая А.П. Урок-событие в культуротворческой школе. [http://pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_2009/Valickaya_09.htm].

Код публикации: 

2370

Издание: 

Страница в издании: 

122