ЕГЭ по русскому языку: базовый и профильный уровни

д.фил.н., доцент филологического факультета, МГУ

Существующие тесты ЕГЭ по русскому языку не удовлетворяют требованиям ФГОС, главным из которых является системно-деятельностный подход [1]. Большинство заданий чрезмерно формализованы, вследствие чего не служат формированию коммуникативных навыков и умений выпускников, не обеспечивают метапредметные связи.

Приведем примеры.

Задание А9 направлено на определение грамматической основы предложения. В качестве ошибочных вариантов здесь представлены составные сказуемые с отсутствующей инфинитивной или именной частью («он начинает», «состояние называется») или прямые дополнения, омоформичные подлежащему («создают облака»).

Задание А10 требует указать верную характеристику связей в сложном предложении (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, сложное с сочинительной и подчинительной связью и т.д.).

Задание А11 предполагает поиск определенного слова как части речи или формы слова: местоимения того или иного разряда, причастия действительного или страдательного залога, превосходной или сравнительной формы прилагательного, союза, частицы и т.п.

Задания А20 и А24 требуют объяснить постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях.

В задании В1 предлагается выписать слово, образованное определенным способом (например, приставочно-суффиксальным).

Задание В2, как и А11, предполагает поиск слова определенной части речи.

В задании В3 надо определить вид подчинительной связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание).

Задание В4 требует найти простые односоставные предложения того или иного типа (назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные).

В задании В5 необходимо найти те или иные синтаксические конструкции (однородные члены, обособленные определения, обстоятельства, приложения и т.п.).

Задание В6 предлагает определить типы придаточных предложений.

Для выполнения задания В7 нужно не только знание частей речи (разряды местоимений, союзы и др.), но и представление о способах связи предложений в тексте.

Завершающее тест задание В8 направлено на различение средств художественной выразительности.

Подобные задания, на наш взгляд, не служат овладению русским языком как средством коммуникации, не помогают учащемуся понять прочитанное и выразить свои мысли. Остальные же настолько подчинены шаблону и предсказуемы (вспомним, к примеру, о списке слов с ударениями для А1), что вряд ли раскроют творческий потенциал учащегося. Заметим, что для верной постановки знаков препинания нет необходимости знать типы сказуемого, а грамотное письмо не обеспечивается точным определением приставочно-суффиксального способа образования слова. Если учесть, что в школе существует практика «натаскивания», то, очевидно, немногие часы русского языка в старших классах будут посвящены ненужному большинству выпускников поиску частиц и безличных предложений.

С другой стороны, тест ЕГЭ по русскому языку не удовлетворяет требованиям отбора абитуриентов для поступления на филологические факультеты вузов, поскольку не обеспечивает процесса «непрерывного образования». Даже сдавший экзамен на 100 баллов выпускник оказывается не подготовленным к восприятию основных аспектов курса «Современный русский язык», особенно фонетики, морфемики, словообразования, не говоря уже о таких предметах, как языкознание и история языка. Студенты-филологи не видят различия между буквой и звуком, не могут определить состав слова или членят его механически, не знают о семантическом критерии словообразования, не понимают различия между синхронным и диахроническим подходом к образованию слова. У них отсутствует представление о системных связях языковых фактов в сравнительном языкознании и истории, о языке как целостном организме. В результате не все могут преодолеть эти трудности и учиться дальше.

Очевидно, что для решения данной проблемы необходимо создание тестов ЕГЭ по русскому языку базового уровня и дополнение их КИМами для проведения экзамена филологического профиля. При этом тесты базового уровня должны иметь четкую коммуникативную направленность и обеспечивать метапредметные связи. В то же время в заданиях профильного блока следует проверить знания по всем разделам современного русского языка, затронуть вопросы его истории и межъязыковых связей. Есть основания полагать, что это можно сделать, не выходя за рамки школьной программы и учитывая различия между существующими учебно-методическими комплексами.

Список литературы: 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. М., 2012. С. 2–3. [http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408].

Код публикации: 

2373

Издание: 

Страница в издании: 

126