Развитие интереса к профессионально ориентированному английскому языку у школьников старших классов средней школы

д.фил.н., профессор исторического факультета, МГУ

Отличительной особенностью настоящего времени является обучение английскому языку в высших учебных заведениях с учетом профессионально ориентированной направленности студентов. Для оптимизации учебного процесса в вузах представляется необходимым начинать развивать интерес к языку будущей специальности уже в старших классах средней школы.

Развитие «интереса» у школьников к их будущей профессии и, соответственно, к профессионально ориентированному английскому языку – сложный вопрос, требующий специального изучения и решения. Под «интересом» понимают «активную познавательную направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанную, как правило, с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью» [1]. Понятие «интерес» не является гетерогенным, в нем выделяют несколько видов, характерных для определенного уровня развития обучаемого. Единого мнения относительно количества видов интереса и их особенностей не существует, однако все исследователи соглашаются с тем, что для учащихся старших классов средней школы характерен познавательный интерес, который выражается в стремлении знать иностранный язык в том объеме, который позволит им общаться с носителями языка в рамках тем их будущих специальностей. Это считается достаточным условием для начала развития интереса к языку будущей специальности.

Интерес к профессионально ориентированному английскому языку, который можно рассматривать не только как желание учащихся больше узнать о языке будущей специальности, но и приобрести первичные навыки владения им, характеризуется устойчивостью и поддерживается чтением текстов на английском языке, связанных с будущей профессиональной деятельностью учащегося.

Для развития интереса у учащихся старших классов средней школы к профессионально ориентированному английскому языку следует использовать педагогические технологии, то есть ряд психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и соединение форм, методов, способов, приемов [2], из которых наиболее эффективными являются личностно ориентированный и контекстный подходы. Личностно ориентированный подход, направленный на учет потребности обучаемого как индивида, дает возможность образовать благоприятную атмосферу для появления стимулов, содействующих развитию и поддержанию интереса к английскому языку будущей специальности. В контекстном подходе основное внимание сосредоточено на формировании мотивации для изучения будущего профессионально ориентированного языка [3]. При контекстном подходе формы учебной деятельности учащихся должны соответствовать определенным формам их будущей деятельности. Контекстный подход должен стать связующим звеном между школой и высшим учебным заведением.

Педагогическими приемами, способствующими развитию интереса у учащихся старших классов к английскому языку будущей специальности можно считать целеполагание и моделирование. Целеполагание пронизывает все фазы деятельности учителя и ученика, когда «каждая ситуация осмысливается учителем как частная, то есть включенная и подчиненная более высоким учительским задачам. Тот же принцип справедлив и для обратного высказывания: собственно учебные ситуации приобретают смысл с точки зрения проблемы развития личности ребенка» [4]. Таким образом, при данном подходе внимание сдвигается с обучающей деятельности учителя, фокусируясь на познавательной деятельности ученика, что способствует развитию его интереса к языку будущей специальности.

Моделирование профессионально ориентированной ситуации на уроках английского языка позволяет учащимся средней школы начать входить в среду языка специальности, что способствует развитию интереса к конкретному подъязыку. Основными дидактическими методами, направленными на развитие интереса к английскому языку будущей специальности, являются дискуссия, диалог и ролевые игры.

Дискуссия, относящаяся к инновационным методам образовательной деятельности, стимулирует инициативу обучаемых, формирует их коммуникативные способности [5]. Для проведения дискуссии, направленной на развитие интереса к профессионально ориентированному английскому языку следует выбирать темы, относящиеся к будущей профессии учащихся. В задачи учителя входит знакомство учащихся с правилами ведения дискуссии, введение необходимых общенаучных фраз и терминов [6]. Разновидностью дискуссии является диалогическое общение. Диалог подразумевает активную роль всех сторон, участвующих в общении. Диалог играет принципиально важную роль в развитии интереса к языку будущей специальности, поскольку любая профессиональная беседа представляет собой диалог людей, связанных деловыми отношениями, имеющими необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения профессиональных проблем и выработки конструктивного подхода к их решению [7].

Для диалога существенна не только точность выражения, но и употребление форм, соответствующих определенному контексту. Установлено, что наиболее типичными для профессионального общения являются такие диалоги, которые включают запрос информации, добавление к сказанному, выражение согласия, несогласия, удивления, сомнения, удовлетворения, неудовлетворения, подчеркивание определенного факта, тезиса, выяснение деталей, привлечение внимания к чему-либо, обоснование оценки прослушанного, предложенного, соотношение сказанного с ранее известным, возвращение к теме, пояснение определенных положений, формулировку кратких замечаний, реплик [8].

Для развития интереса к языку будущей специальности необходимо включение в педагогическую технологию такого метода, как учебная ролевая профессионально-ориентированная игра, в которой от учащихся требуется индивидуальность, импровизация и творческий подход.

Учебная ролевая профессионально-ориентированная игра, выполняющая такие функции как информационно-познавательную, развивающую, воспитательную, мотивационную, коммуникативную, организационно-управленческую, призвана способствовать развитию интереса к языку будущей профессии у учащихся средней школы.

Однако все приемы и методы, направленные на развитие интереса к профессионально ориентированному языку, начинают воплощаться в жизнь только тогда, когда учитель средней школы будет готов все это осуществить. Таким образом, на плечи учителя возлагается чрезвычайно сложная и ответственная задача, которую он может выполнить, только работая вместе с преподавателем вуза, преподающего профессионально ориентированный иностранный язык.

Список литературы: 

1. Матушкин С.Е. Первоосновы нравственности. Челябинск, 2004. С. 87.
2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1992. С. 121.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
4. Швалб Ю.М. Психологические модели целеполагания. Киев, 1997. С. 135.
5. Кларин М.В. Личностная ориентация в высшем образовании // Педагогика. 1996. № 2.С. 14.
6. Шейлз Д. Коммуникативность в обучении современным языкам. Дублин, 1995. С. 219.
7. Йотов Ц. Диалог в общении и обучении. София, 1989. С. 28.
8. Шейлз Д. Коммуникативность в обучении современным языкам. Дублин, 1995. С. 171.

Код публикации: 

2377

Издание: 

Страница в издании: 

131