Система подготовки к итоговой аттестации по иностранному языку

заместитель директора по учебно-воспитательной работе (иностранные языки), школа № 1412

На протяжении последних лет происходит изменение форм итоговой аттестации учащихся: внутришкольная аттестация заменяется на внешнюю, которая проводится в формате ЕГЭ в 11 классе и в формате ГИА в 9 классе. ЕГЭ привел формы итогового контроля в соответствие с требованиями нормативных документов по предмету и закрепил переход к когнитивно-коммуникативной методике.

В новых федеральных государственных образовательных стандартах для старшей школы появилось положение о третьем обязательном ЕГЭ – это будет иностранный язык. При этом выпускник сможет сам выбрать уровень, базовый или углубленный, на котором будет проводиться экзамен. Однако, в качестве обязательного ЕГЭ иностранный язык будет повсеместно введен только в 2020 г., когда новые ФГОС для старшей школы охватят все регионы РФ.

Экзамены всегда являются неизбежной составляющей образовательного процесса, но не всеми учащимися они воспринимаются с радостью. С введением новых форм итоговой аттестации тревожное состояние всех участников учебного процесса возрастает, как неизбежное следствие неизвестного, ведь любой экзамен –это проверка для многих школьников знаний в условиях стресса. Прекрасно понимая, что избежать подобной ситуации или свести ее к минимуму можно и нужно путем всесторонней подготовки учащихся не только по самому предмету, но и созданием психологического настроения, уверенности в своих силах, подготовку к итоговой аттестации мы начинаем задолго до выпускного экзамена.

В школе разработан план работы методического объединения учителей иностранных языков по подготовке к ЕГЭ. Наряду с конкретными шагами по повышению уровня образовательного процесса по предмету, он включает в себя работу с учениками и их родителями по созданию благоприятной психологической атмосферы при подготовке к ГИА и ЕГЭ. А также вовлечение школьного психолога в работу с учащимися по подготовке к итоговой аттестации с целью усиления концентрации памяти и внимания, повышения реактивности ответов и отработки действий учащихся во внештатных ситуациях.

Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА по иностранному языку, помимо собственно обучения соответствующему языку и развития умений и навыков по четырем видам речевой деятельности, должна включать в себя ознакомление с форматом заданий, развитие умения укладываться в регламент времени и правильного занесения ответов в бланки заданий, что не менее важно, чем правильные ответы на задания, а также ознакомление с критериями оценивания.

Анализ результатов наших учащихся по ЕГЭ и ГИА убеждает нас в правильности решения – чем раньше мы начнем готовить ребят, тем лучше. Подготовка ведется на уроках и во внеурочное время, но при этом подготовка к ЕГЭ не превращается в самоцель, она является естественным этапом развития иноязычной коммуникативной компетенции и общей функциональной грамотности учащихся.

В начальной и средней школе учащиеся имеют возможность посещать курсы по выбору: «Занимательная грамматика», «От простого к сложному», «Лингвистический тренинг», которые в той или иной степени готовят учащихся к итоговой аттестации. Рабочие программы курсов по выбору, в том числе разработанные и нашими учителями, имеют большую коммуникативную направленность и способствуют совершенствованию коммуникативной компетенции учащихся во всех ее составляющих. Основной целью этих программ является формирование творческой, конкурентоспособной личности учащихся, которые в дальнейшем смогут успешно функционировать в обществе и примут участие в диалоге культур.

Основной задачей этих курсов на среднем этапе является совершенствование грамматической стороны речи: учащиеся развивают навыки распознавания и умения употреблять в речи различные грамматические аспекты языка, уделяют большое внимание функционально-смысловой стороне использования грамматических форм и вопросам сочетаемости лексических единиц. Систематизация лексико-грамматических навыков происходит в процессе обучения чтению и аудированию, поэтому второй задачей рабочей программы является формирование различных стратегий работы над чтением и аудированием (с пониманием основного содержания и запрашиваемой информации, а также приемы просмотрового и поискового чтения). Третья задача программы – выработать правильный орфографический режим и ознакомить учащихся с правилами оформления письменных высказываний. Таким образом, учащиеся на среднем этапе обучения готовятся к таким разделам ГИА и ЕГЭ, как «Лексика и грамматика», «Письмо».

Отличительной особенностью рабочих программ факультативных курсов на среднем этапе обучения является то, что формирование языковой компетенции происходит в тесном взаимодействии с формированием речевой, социокультурной и компенсаторной компетенции. Основной упор делается на формирование специальных умений, таких как, умения находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом, семантизировать слова на основе языковой догадки, осуществлять словообразовательный анализ. Учащиеся знакомятся с моделями словообразования, фразовыми глаголами, идиомами. Они получают представление о синонимах, антонимах, лексической сочетаемости и многозначности слов.

Учителя нашей школы творчески подходят ко многим заданиям из учебников в разных классах. При работе над чтением и аудированием они тщательно отбирают задания на понимание общего содержания текста и на полное понимание текста, на установление логических и структурных связей в тексте, учат правильно определять ключевые слова при оценке тематики текста. Задания в формате «множественный выбор», «установление соответствия», «верно – не верно», «в тексте не сказано» вводятся со 2 класса.

Особое внимание на протяжении всего учебного года уделяется мониторингу качества знаний учащихся по всем видам речевой деятельности. Критерий оценивания четко оговаривается при выполнении любой работы. Формат заданий максимально приближен к формату ЕГЭ и ГИА в посильной для учащихся форме. В этом году учащимся 2 классов после прослушивания текста было предложено закончить предложения, выбрав один из трех вариантов ответа и задание на «правильно», «не правильно» (при этом предложения были написаны на русском, так как учащиеся только начинают обучаться чтению).

В рамках работы по ФГОС широко используются ИКТ на уроках: PowerPoint презентации, флипчаты к урокам (на интерактивной доске), CD-ROM Way Ahead (диск с лексико-грамматическими заданиями-играми). Для уроков, начиная со 2 класса, учителями подбираются всевозможные тестовые задания разных типов (matching, multiple choice, close и др.).

Неформальные письма друг другу, рассказы ребята начинают писать в 4 классе, а задания на аудирование в заданном формате выполняют уже в 4 классе. Сочинение-рассуждение, статьи, личное письмо, основанное на рекламе и объявлениях, отчет, деловое письмо учащиеся учатся писать с 8 класса. Школьники учатся работать с бланками, начиная с 5 класса. Большое внимание мы стараемся обратить на выработку у учащихся необходимости внимательного прочтения заданий к выполнению упражнений, чтобы впоследствии они научились извлекать из инструкций к выполнению задания ГИА или ЕГЭ максимум информации.

В 9–11 классах начинается интенсивная подготовка к сдаче ЕГЭ и ГИА на уроках английского языка и факультативных занятиях. Мы лишь частично используем время на уроке для выполнения обучающимися заданий в формате ЕГЭ и ГИА, а также это может стать и домашним заданием. На последующем уроке обычно анализируется выполнение работы, разбираются задания, вызвавшие затруднения, объясняются и тренируются различные коммуникативные стратегии. Но более подробно и тщательно это делается во внеурочное время на факультативных занятиях. В школе организованы такие курсы как «Подготовка к ЕГЭ», «Подготовка к ГИА» на старшем этапе обучения. На занятиях этих курсов учащиеся не только выполняют сами задания в нужном формате, но и анализируют с учителями работы, выполненные ими в формате ЕГЭ или ГИА по всем видам речевой деятельности и аспектам языка. Также проводятся специальные уроки по обучению выполнению заданий с заполнением бланков и исправлениям найденных ошибок.

Для подготовки к итоговой аттестации на уроках и факультативных занятиях нами используются пособия Центра изучения английского языка Елены Солововой: «Английский язык. Итоговая аттестация за курс начальной школы (повышенный уровень): типовые тестовые задания», авторы Е.Н. Соловова, А.Б. Година, Е.А. Пореченкова; «Английский язык. ГИА. Типовые тестовые задания» и «ГИА.  Практикум», авторы Е.С. Маркова, К.С. Махмурян, Е.Н. Соловова, Tony Hull; «Английский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания», «Английский язык. ЕГЭ. Практикум (аудирование/чтение/грамматика и лексика)», авторы Е.Н. Соловова, John Parsons; издательства «Просвещение»: «Английский язык. Единый Государственный Экзамен. Тренировочные задания», авторы: О.В. Афанасьева, В. Эванс, В.В. Копылова; «Английский язык. Государственная итоговая аттестация. Тренировочные задания», авторы: В. Эванс, Дж. Дули, Э.А. Гашимов, А.Е. Куровская. Мы работаем с давно апробированными пособиями издательства «Макмиллан»: “Rising Star”, автор Luke Prodromou; “Grammar and Vocabulary Pre-Intermediate to Intermediate», авторы Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles; сборником тестов «Для подготовки к ЕГЭ по английскому языку» (издание второе), авторы Мария Вербицкая, Малколм Манн, Стив Тейлор-Ноулз; пособием для подготовки к ЕГЭ «Говорение», «Аудирование», «Чтение» и «Письмо» и другими пособиями, включенными в «Перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к “Единому государственному экзамену”» и «Перечень учебных изданий, подготовленных авторскими коллективами ФИПИ» (ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений).

Для того чтобы быть в курсе всех изменений формата выполнения заданий, наши учителя посещают курсы повышения квалификации и различные семинары, посвященные проблемам итоговой аттестации, изучают документы с требованиями к ЕГЭ, следят за изменениями, посещая сайты ФИПИ, Рособрнадзора.

Вопрос введения в процедуру сдачи ЕГЭ раздела «Говорение» пока находится в стадии принятия решения и разработки механизма, но в ГИА контроль этого вида речевой деятельности проводится с записью устных ответов учащихся на цифровой носитель. Чтобы снять боязнь записи на электронный носитель, административный контроль говорения в некоторых классах уже в прошлом году у нас проводился с записью устных ответов учащихся на цифровой носитель с последующим прослушиванием и анализом. Ребятам такая работа понравилась.

Учитывая возрастные особенности школьников, подготовка к итоговой аттестации продолжается и в мероприятиях, которые, казалось бы, совершенно не имеют отношения к ГИА и ЕГЭ. Это внеклассная работа в школе и, в частности, декада английского языка. Огромная подготовительная работа, предшествующая открытию декады, помогает школьникам осознать серьезность выпускных экзаменов. Учителя стараются максимально приблизить тематику праздника к темам ЕГЭ и ГИА. Нужно видеть с каким артистизмом «английский лорд» рассказывает своему русскому другу преимущества государственного управления Англии, достопримечательности своей страны перед другими странами. А тинейджерское движение Англии не менее интересно и нашим российским детям, поэтому темы: «Досуг», «Спорт», «Школьная жизнь», «Семья», «Выбор профессии», «Экология», «Выдающиеся люди», «Здоровый образ жизни» ребятам близки, как никакие другие.

В рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ учащиеся под руководством учителей ведут папки, которые позволяют систематизировать умения и навыки учащихся. В  данных папках содержатся: кодификатор, спецификация, диагностические и тренировочные работы, а также большое количество теоретического и практического материала по отдельным разделам, которые входят в систему подготовки к ЕГЭ, учитывая особенности содержания экзамена на текущий учебный год. Весь раздаточный материал проверяется учителем. После проверки проводится анализ типичных ошибок. Индивидуальные ошибки учащиеся анализируют самостоятельно, при необходимости получая консультацию учителя. Таким образом, учитывая свои индивидуальные возможности, каждый ребенок уделяет данному виду работы столько времени, сколько ему необходимо. Кроме того, данный вид работы позволяет родителям отслеживать этапы подготовки к экзамену и видеть реальную картину степени готовности своих детей.

Созданная система подтвердила свою эффективность высокими результатами ЕГЭ и ГИА, полученными нашими учащимися за последние несколько лет.

Код публикации: 

2378

Издание: 

Страница в издании: 

133