В условиях информатизации и компьютеризации жизнедеятельности современного общества и усиления роли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обеспечении образовательных процессов кардинальным образом меняются стратегическая ориентация и приоритетные задачи системы образования в различных предметных областях, включая иностранный язык. Основной акцент делается на создании педагогических условий, способствующих непрерывному саморазвитию человека в рамках компетентностного подхода в образовании [1] вне зависимости от его места проживания, умений саморегуляции и контроля автономной учебной деятельности без непосредственного участия преподавателя [6], развитие у него творческого и критического мышления, сознательности в обучении [1, 4, 8, 9, 7, 10], а также таких ключевых умений, как умения ориентироваться в мировом информационно-образовательном пространстве, критически оценивать и эффективно обрабатывать все возрастающее количество поступающей отовсюду информации, выстраивать индивидуальную траекторию обучения в целях приобретения требуемых знаний, умений и навыков.
Для достижения этих задач большая роль отводится педагогическим технологиям и инновационным формам работы, основанным на интеграции в учебный процесс инструментария и ресурсной базы сети Интернет [2, 4, 5, 6, 8, 13], представляющей собой уникальную среду для обучения иностранным языкам. Особого внимания в связи с оптимизацией технических и функциональных решений в плане использования Интернет заслуживают получившие распространение Интернет-технологии «второго поколения», объединенные под емким названием «Веб 2.0» [3, 6, 8, 11, 12, 14, 15]. Хотя не существует единого мнения о необходимости выделения Веб 2.0 в качестве новой версии «Всемирной паутины», Веб 2.0 можно рассматривать как совокупность технологий и сервисов, обеспечивающих более сложные процессы сетевой коммуникации и процедур обмена информацией (в реальном времени и в отсроченном режиме) по сравнению с Веб 1.0, упрощение принципов манипуляции доступной в Интернете информацией, а также богатые возможности создания, размещения и редактирования в сети продуктов индивидуальной или совместной деятельности (документов, аудиовизуальных средств, блогов, вики и др.).
К основным дидактическим возможностям технологий Веб 2.0 для оптимизации обучения иностранному языку следует отнести [3, 6, 8, 14]:
— наличие колоссальной базы информационно-образовательных и аутентичных материалов, обеспечивающих индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, самостоятельность и активность обучающихся, взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности обучающихся с учетом их специфических потребностей, интересов и когнитивных стилей, творческую направленность учебного процесса;
— доступность средств сетевой коммуникации для организации форм внеаудиторной работы (например, групповой работы над проектами) и иноязычного взаимодействия между всеми участниками процесса обучения;
— многообразие несложных в освоении многофункциональных веб-приложений для отбора, разработки, организации и публикации преподавателями обновляемых динамических учебных программ и образовательных ресурсов, действующих на базе технологий гипертекста и доступных в любое время через автономный ресурс (учебный сайт, вики, блог и др.).
В связи с вышесказанным в настоящее время в целях обогащения учебного процесса по иностранному языку, обеспечения его непрерывности в условиях ограниченной сетки аудиторных часов, повышения мотивации учащихся в изучении иностранного языка и культуры его носителей активное освоение и использование преподавателями современных информационных технологий, в том числе технологий Веб 2.0, становится императивом. Как показал наш обзор представленных в сети учебных материалов, среди них растет количество учебных сайтов, создаваемых педагогами в качестве дополнительного поддерживающего ресурса и направленных на удовлетворение выявленных потребностей конкретных групп обучающихся, повышение их уровня информационной компетенции учащихся и автономности в обучении, а также организацию их иноязычной деятельности в удаленном режиме.
В настоящем докладе рассматриваются опыт и принципы создания и использования в учебном процессе пилотного учебного сайта для оптимизации обучения английскому языку студентов первого и второго курсов гуманитарного неязыкового вуза. Особое внимание уделяется содержательным компонентам сайта, в частности еженедельным веб-заданиям, предполагающим самостоятельную работу с дополнительными тематически организованными текстовыми и аудиовизуальными материалами, отобранными веб-ресурсами и тематическими списками, обеспечивающими единство и преемственность между аудиторным и внеаудиторным видами работы, а также дальнейшую активизацию и применение полученных знаний и навыков в ходе письменной и устно-речевой иноязычной деятельности на сайте. Значительный акцент делается на анализе особенностей и опыта интеграции в сайт инструментов сетевой асинхронной коммуникации (текстового и голосового форумов, приложения audio dropbox для сбора индивидуальных устных ответов учащихся непосредственно с веб-страницы с заданием, веб-среды Voice Thread), призванных обеспечить выход в устную и письменную речь пройденного языкового и речевого материала студентов нефилологической специальности.
Как показали результаты промежуточного анонимного анкетирования учащихся, предложенные формы работы для многих являются непривычными и инновационными, поскольку учащиеся не имели предыдущего опыта использования информационных технологий в учебном процессе по иностранному языку, либо имели минимальный опыт в этой области. Тем не менее, большинство участников проекта отметили, что работа с сайтом как один из компонентов их учебной деятельности позволяет им по-новому оценить возможности использования Интернет-технологий и веб-ресурсов для изучения иностранного языка, повысить степень автономности в обучении, в частности, в плане самоконтроля и организации внеаудиторной деятельности. Отдельные участники проекта охарактеризовали работу с сайтом как «затягивающую» и подчеркнули ее потенциал для активизации и удержания ранее изученного по теме лексического материала, применения творческих способностей, развития умений поиска необходимой информации для предоставления развернутых и информационно-насыщенных высказываний по дискуссионным заданиям в форумах. Навигация по сайту и ознакомление с его разделами не были отмечены как вызывающие затруднения и вопросы, поскольку на сайте были даны подробные инструкции по выполнению различных аспектов работы и использованию соответствующего веб-инструментария. Более того, большинство учащихся подтвердили необходимость предоставления преподавателем подробного комментария по выполненной ими работе, включающего оценку и анализ как смысловой стороны высказываний, так и лингвистического оформления продуктов их устной и письменной деятельности.
С другой стороны, было также выявлено, что предложенные учащимся веб-ресурсы (отобранные ссылки) для изучения английского языка (подкасты, водкасты, сайты для поаспектного обучения изучаемому языку, грамматические справочники и словари, видеосайты и др.) и профессионально-ориентированные материалы, содержавшиеся в специальных разделах сайта «English Language Links» и «Psychology-Related Links», пока остались без внимания. На наш взгляд, это может свидетельствовать о недостаточной информированности обучающихся о назначении и эффективности данных вспомогательных ресурсов для повышения уровня их коммуникативной компетенции, либо отсутствии, в силу различных объективных и субъективных факторов, у студентов мотивации и интереса к самостоятельному изучению материала, не подлежащего непосредственному контролю и оценке.