Технологии веб 2.0 и веб-ресурсы в обучении иностранному языку студентов нефилологических специальностей: что значит «английский без границ»?

к.пед.н., старший преподаватель факультета иностранных языков и регионоведения, МГУ

В условиях информатизации и компьютеризации жизнедеятельности современного общества и усиления роли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обеспечении образовательных процессов кардинальным образом меняются стратегическая ориентация и приоритетные задачи системы образования в различных предметных областях, включая иностранный язык. Основной акцент делается на создании педагогических условий, способствующих непрерывному саморазвитию человека в рамках компетентностного подхода в образовании [1] вне зависимости от его места проживания, умений саморегуляции и контроля автономной учебной деятельности без непосредственного участия преподавателя [6], развитие у него творческого и критического мышления, сознательности в обучении [1, 4, 8, 9, 7, 10], а также таких ключевых умений, как умения ориентироваться в мировом информационно-образовательном пространстве, критически оценивать и эффективно обрабатывать все возрастающее количество поступающей отовсюду информации, выстраивать индивидуальную траекторию обучения в целях приобретения требуемых знаний, умений и навыков.

Для достижения этих задач большая роль отводится педагогическим технологиям и инновационным формам работы, основанным на интеграции в учебный процесс инструментария и ресурсной базы сети Интернет [2, 4, 5, 6, 8, 13], представляющей собой уникальную среду для обучения иностранным языкам. Особого внимания в связи с оптимизацией технических и функциональных решений в плане использования Интернет заслуживают получившие распространение Интернет-технологии «второго поколения», объединенные под емким названием «Веб 2.0» [3, 6, 8, 11, 12, 14, 15]. Хотя не существует единого мнения о необходимости выделения Веб 2.0 в качестве новой версии «Всемирной паутины», Веб 2.0 можно рассматривать как совокупность технологий и сервисов, обеспечивающих более сложные процессы сетевой коммуникации и процедур обмена информацией (в реальном времени и в отсроченном режиме) по сравнению с Веб 1.0, упрощение принципов манипуляции доступной в Интернете информацией, а также богатые возможности создания, размещения и редактирования в сети продуктов индивидуальной или совместной деятельности (документов, аудиовизуальных средств, блогов, вики и др.).

К основным дидактическим возможностям технологий Веб 2.0 для оптимизации обучения иностранному языку следует отнести [3, 6, 8, 14]:

—  наличие колоссальной базы информационно-образовательных и аутентичных материалов, обеспечивающих индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, самостоятельность и активность обучающихся, взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности обучающихся с учетом их специфических потребностей, интересов и когнитивных стилей, творческую направленность учебного процесса;

—  доступность средств сетевой коммуникации для организации форм внеаудиторной работы (например, групповой работы над проектами) и иноязычного взаимодействия между всеми участниками процесса обучения;

—  многообразие несложных в освоении многофункциональных веб-приложений для отбора, разработки, организации и публикации преподавателями обновляемых динамических учебных программ и образовательных ресурсов, действующих на базе технологий гипертекста и доступных в любое время через автономный ресурс (учебный сайт, вики, блог и др.).

В связи с вышесказанным в настоящее время в целях обогащения учебного процесса по иностранному языку, обеспечения его непрерывности в условиях ограниченной сетки аудиторных часов, повышения мотивации учащихся в изучении иностранного языка и культуры его носителей активное освоение и использование преподавателями современных информационных технологий, в том числе технологий Веб 2.0, становится императивом. Как показал наш обзор представленных в сети учебных материалов, среди них растет количество учебных сайтов, создаваемых педагогами в качестве дополнительного поддерживающего ресурса и направленных на удовлетворение выявленных потребностей конкретных групп обучающихся, повышение их уровня информационной компетенции учащихся и автономности в обучении, а также организацию их иноязычной деятельности в удаленном режиме.

В настоящем докладе рассматриваются опыт и принципы создания и использования в учебном процессе пилотного учебного сайта для оптимизации обучения английскому языку студентов первого и второго курсов гуманитарного неязыкового вуза. Особое внимание уделяется содержательным компонентам сайта, в частности еженедельным веб-заданиям, предполагающим самостоятельную работу с дополнительными тематически организованными текстовыми и аудиовизуальными материалами, отобранными веб-ресурсами и тематическими списками, обеспечивающими единство и преемственность между аудиторным и внеаудиторным видами работы, а также дальнейшую активизацию и применение полученных знаний и навыков в ходе письменной и устно-речевой иноязычной деятельности на сайте. Значительный акцент делается на анализе особенностей и опыта интеграции в сайт инструментов сетевой асинхронной коммуникации (текстового и голосового форумов, приложения audio dropbox для сбора индивидуальных устных ответов учащихся непосредственно с веб-страницы с заданием, веб-среды Voice Thread), призванных обеспечить выход в устную и письменную речь пройденного языкового и речевого материала студентов нефилологической специальности.

Как показали результаты промежуточного анонимного анкетирования учащихся, предложенные формы работы для многих являются непривычными и инновационными, поскольку учащиеся не имели предыдущего опыта использования информационных технологий в учебном процессе по иностранному языку, либо имели минимальный опыт в этой области. Тем не менее, большинство участников проекта отметили, что работа с сайтом как один из компонентов их учебной деятельности позволяет им по-новому оценить возможности использования Интернет-технологий и веб-ресурсов для изучения иностранного языка, повысить степень автономности в обучении, в частности, в плане самоконтроля и организации внеаудиторной деятельности. Отдельные участники проекта охарактеризовали работу с сайтом как «затягивающую» и подчеркнули ее потенциал для активизации и удержания ранее изученного по теме лексического материала, применения творческих способностей, развития умений поиска необходимой информации для предоставления развернутых и информационно-насыщенных высказываний по дискуссионным заданиям в форумах. Навигация по сайту и ознакомление с его разделами не были отмечены как вызывающие затруднения и вопросы, поскольку на сайте были даны подробные инструкции по выполнению различных аспектов работы и использованию соответствующего веб-инструментария. Более того, большинство учащихся подтвердили необходимость предоставления преподавателем подробного комментария по выполненной ими работе, включающего оценку и анализ как смысловой стороны высказываний, так и лингвистического оформления продуктов их устной и письменной деятельности.

С другой стороны, было также выявлено, что предложенные учащимся веб-ресурсы (отобранные ссылки) для изучения английского языка (подкасты, водкасты, сайты для поаспектного обучения изучаемому языку, грамматические справочники и словари, видеосайты и др.) и профессионально-ориентированные материалы, содержавшиеся в специальных разделах сайта «English Language Links» и «Psychology-Related Links», пока остались без внимания. На наш взгляд, это может свидетельствовать о недостаточной информированности обучающихся о назначении и эффективности данных вспомогательных ресурсов для повышения уровня их коммуникативной компетенции, либо отсутствии, в силу различных объективных и субъективных факторов, у студентов мотивации и интереса к самостоятельному изучению материала, не подлежащего непосредственному контролю и оценке.

Список литературы: 

1. Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков. Волгоград, 2008.
2. Паршукова Г.Б., Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационная компетенция преподавателя: Учебное пособие. Новосибирск, 2005.
3. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. М., 2007.
4. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. и др. Педагогические технологии дистанционного обучения. М., 2006.
5. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика. М., 2002.
7. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. М., 2004.
8. Титова С.В., Филатова А.В. Технологии Веб 2.0 в преподавании иностранных языков: Учебное пособие. М., 2009.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011.
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М., 2011.
11. Handsfield L., Dean T., Cielocha K. Becoming сritical сonsumers and producers of text: teaching literacy with Web 1.0 and Web 2.0 // The Reading Teacher. 2009. № 63 (1). С. 40–50.
12. O'Reilly T. What Is Web 2.0? Design patterns and business models for the next generation of software. 2002 [http://www.oreillynet.com/pub/a/oreilly/tim/ news/2005/09/30/what-is-web-20.html].
13. Kuswara A., Cram A., Richards D. Web 2.0 supported collaborative learning activities: towards an affordance perspective // Proceedings of the 3rd International LAMS & Learning Design Conference: Perspectives on Learning Design. Sydney, Australia. 2008
14. Lili L. Web 2.0 integration in information literacy instruction: an overview // Journal of Academic Librarianship. 2010. № 36 (1). C. 32–40.
15. Bower M.A. Framework for Web 2.0 learning design // Educational Media International. 2010. № 47 (3). C. 177–198.

Код публикации: 

2380

Издание: 

Страница в издании: 

139