Речевая зарядка на уроках иностранного языка как способ актуализации грамматических явлений разной степени сложности

к.фил.н., старший преподаватель высшей школы перевода, МГУ

Методика обучения иностранным языкам как наука, базирующаяся на современных данных языкознания, психологии и теории обучения, находится в постоянном развитии.

В этой связи мы часто наблюдаем разумное сочетание новых и уже давно зарекомендовавших себя методов и приемов. В соответствии с требованиями современного общества значимой целью овладения иностранным языком признается коммуникативная, которая предполагает высокий уровень речевых компетенций: говорения, письма, аудирования. Однако не стоит забывать и о том, что достижение данной цели невозможно без достаточного уровня владения языковым материалом – лексическим и грамматическим. Большинство современных отечественных и зарубежных учебных пособий по иностранному языку нацелены, прежде всего, на расширение словарного запаса учащихся и на владение различными грамматическими структурами. В действительности параллельное развитие навыков и умений в двух областях – лексической и грамматической, вызывает определенные трудности. Кроме того, сами учебные пособия зачастую не позволяют в полной мере решить указанные задачи. Необходимо помнить, что грамматические явления – это, прежде всего, средства выражения определенных мыслей и составляют важнейшую часть речевого опыта. В этой связи вполне уместным представляется обратиться к регулярной речевой зарядке как неотъемлемому этапу любого занятия по иностранному языку, как в школе, так и в вузе. Речевая зарядка – это абсолютно самостоятельный этап урока, который позволяет актуализировать уже полученные учащимися знания. Тематика речевых зарядок разнообразна и зависит от уровня подготовки учащихся. Обсуждение хобби и повседневных занятий может строиться на употреблении простых грамматических явлений, например, системы времен в английском языке. Анализ актуальных новостных репортажей предполагает обсуждение более сложных синтаксических построений и возможность их дальнейшего применения. Еще одно важное свойство речевой зарядки как этапа каждого занятия заключается в том, что свободная беседа преподавателя с учащимися, как правило, строится на уже хорошо усвоенном лексическом материале, что в свою очередь предоставляет больше возможностей для устной отработки тех или иных грамматических явлений.

К данной речевой зарядке предъявляются следующие требования:

  1. Реальные жизненные обстоятельства;
  2. Заинтересованность учащихся в теме разговора (в получении информации по данной теме);

Необходимость вести разговор с использованием тех или иных грамматических явлений – иначе коммуникативная цель не будет реализована.

Код публикации: 

2383

Издание: 

Страница в издании: 

146